Почему закрыли вытрезвители и чем их заменили
Декабрьский мороз «подгоняет» прохожих домой. А неопрятно одетый мужчина средних лет прилёг прямо на снегу, блаженно раскинув руки и ноги. Его брезгливо обходят стороной. Связываться с пьяным никто не желает. «Жаль бедолагу. Замёрзнет же!» вздыхает сердобольная старушка и проходит мимо. «Эй, мужик, помощь нужна?» тормошит лежащего парень. Тот бормочет спросонья что-то невнятное и отрицательно мотает головой. Наконец прийти на помощь к «принявшему на грудь» решаются две женщины. Спорят, куда звонить. Вытрезвители давно упразднили, а значит, это не клиент милиции. С надеждой набирают «103». А потом двум хрупким женщинам врачу и фельдшеру с трудом удаётся водрузить пьяного в карету «скорой». Взбудораженный пациент сопротивляется, покрывая спасительниц «трёхэтажной» бранью. Теперь жертвы «зелёного змия» головная боль медиков.
Вытрезвители никогда не пустовали. Во времена Советского Союза попасть в вытрезвитель боялись. Как вспоминает симферополец Владимир Ильченко, забирали не только буйных и пьяных в стельку, тем не менее и тех, кто шёл по улице пошатываясь. Если выпил старался не попадаться на глаза милиции. Во-первых, попадёшь в вытрезвитель заплатишь штраф 15 рублей. А это по тем временам было немало. А во-вторых, «свинью» на работу отправят (так называли протокол на место работы). Человек с хорошей должностью мог поплатиться ею за ночь в вытрезвителе или вовсе быть уволенным.
Но 14 лет назад на Украине посчитали, что вытрезвители нецелесообразны. Это при том, что наша страна, по данным Всемирной организации здравоохранения, входит в пятёрку самых пьющих государств мира. Результат после закрытия мест вытрезвления оказался предсказуемым: если в 1990-х годах потребление алкоголя на душу населения составляло 5,4 литра, то ныне это 15,6 литра. Сегодня токсикологи насчитывают 7 миллионов алкоголиков между наших сограждан. По неутешительным прогнозам медиков, это число будет только расти.
После закрытия вытрезвителей единственный на весь полуостров Центр детоксикации и медико-социальной реабилитации находился в Симферополе на улице Училищной. Рассчитан он был на 25 наркологических коек. По сути это был аналог вытрезвителя. Правоохранители доставляли пьяных с улиц в центр, медики проводили детоксикацию. А когда начали брать плату за приведение в чувство, оказалось, что сделать это в реальных условиях невозможно. Ведь попадали сюда, как правило, люди без определённого места жительства. Милиционерам стало недосуг подбирать пьяных бомжей. Видимо, решили, что у них и без того забот хватает. Количество коек в центре пришлось сократить до 9. А позже центр детоксикации и вовсе закрыли, посчитав, что общежитие для сирот в этом здании разместить будет лучше, чем вытрезвитель.
Как признались в симферопольском горздраве, центр работал в реальных условиях нелегально, ведь нормативной базы для его создания не было, а средств на содержание тем более. И всех бомжующих алкоголиков отдали на попечение медиков. «Принявших на грудь» работники «скорой» доставляли в приёмный покой, а затем их распределяли по отделениям. Соседство с маргиналами вызвало возмущение между пациентов больницы. Тогда палаты вытрезвления создали на базе 2-й городской больницы соматического профиля и 7-й горбольницы.
- Первые 15 дней месяца людей в состоянии алкогольного опьянения привозят в одну больницу, вторые 15 дней в другую. Помощь им оказывают бесплатно. Человек будет находиться в медучреждении столько, сколько необходимо по показаниям. Обычно для вытрезвления достаточно от 4 до 8 часов. Если это нормальный человек, то он просыпается и уходит, а если после вытрезвления обнаруживается соматическое заболевание, его переводят в профильное отделение, поясняет начальник управления охраны здоровья Симферопольского городского совета Лариса Козлова.
По словам медиков, некоторые асоциальные элементы успели выучить график больниц и теперь разъезжают на «скорой» в «профилакторий». Здесь можно выспаться, помыться и поесть. Но для самих работников неотложки с появлением новшества ничего не изменилось.
- Поменялось только место дислокации. А так мы по-прежнему ежедневно натыкаемся на агрессию и брань нетрезвых пациентов. Если они буянят и руки распускают, мы в конфликт не ввязываемся. Вызываем милицию, рассказывает врач Симферопольской станции экстренной медицинской помощи Валерий Данилов. Есть и другая проблема. По закону Украины мы не можем забрать пьяного с улицы без его согласия. А ведь «скорую» вызывают прохожие, какие желают сделать доброе дело чужими руками. Бывает, что это их сосед, которого достаточно провести до дверей квартиры, где его ждут родные. Мы приезжаем на вызов, смотрим, что повреждений нет, человек просто сильно пьян, тем не менее ехать с нами отказывается наотрез. Тогда вынуждены уехать без него.
Медики признаются, что бывает всякое. Поднимаешь с бордюра бомжа, от которого разит спиртным за километр, халат заляпан, в грязи, а зачастую и в испражнениях хмельного пациента. А потом тебя могут отправить на вызов к ребёнку. Женский состав врачей «скорой» вполне справедливо задаётся вопросом: почему мы должны этим заниматься? Пусть вернут вытрезвители. Ведь эта проблема касается не только Симферополя, тем не менее и всех остальных городов полуострова.
В горздраве крымской столицы одно время задумывались над созданием сортировочного пункта. Здесь определяли бы, кому из нетрезвых уличных нарушителей нужна медицинская помощь, а кто и в «обезьяннике» проспится. Тем Не Менее пока такой пункт так и не появился.
Главврач республиканского Центра здоровья Виктор Бридко уверен, что возобновить работу вытрезвителей необходимо:
- Это хоть как-то будет дисциплинировать алкоголиков, которых в праздники и летом, с наплывом курортников, ещё больше. Тем Не Менее важно, чтобы в вытрезвителях не только устраняли последствия, тем не менее и боролись с причинами алкоголизма. Там нужен психолог, необходимо проводить профилактическую работу. Иначе удастся: человек побыл в вытрезвителе, пришёл в себя, а через три дня снова здесь.
Впереди новогодние праздники, а значит, «перебравших» на улице прибавится в несколько раз. Большинство из них рискует просто замёрзнуть, пока их родные сбиваются с ног в поисках пропавшего. Благополучно протрезвеют те, кому повезёт очутиться дома или на больничной койке. В последнем случае только при условии, что прохожие позвонят по номеру «103». Чаще люди стараются не замечать лежащего на земле человека. А о том, что ему может понадобиться реальная помощь, задумываются немногие.
«Приют для опьяневших»
Первый вытрезвитель в России назывался «Приют для опьяневших». Он открылся 7 ноября 1902 года в Туле. Организовал приют врач Фёдор Архангельский. Содержался приют за счёт городской казны. Состоял он из двух отделений: амбулатории для алкоголиков и приюта для детей пьющих родителей. В штате приюта были фельдшер и кучер, который ездил по городу и подбирал пьяных. Первый советский вытрезвитель был открыт 14 ноября 1931 года в Ленинграде. На Украине решение о закрытии всех вытрезвителей было принято 12 августа 1999 года. С начала 2000 года не осталось ни одного вытрезвителя.
А как у них?
Аналоги вытрезвителей существуют в Европе и Канаде. В Германии у пьяного человека на улице есть два пути к отрезвлению. Первый бесплатный, в «холодной» комнате полицейского участка, где спать придётся на лавке и босиком. Второй с комфортом и под наблюдением врачей. Тем Не Менее на утро помимо похмелья огорчит и счёт на 500 евро. Также в странах Западной Европы есть благотворительные службы, бесплатно доставляющие пьяных домой. А в Канаде работники службы «Красный нос» домой вас проводят, тем не менее деньги за это потребуют. Вытрезвители продолжают действовать в Белоруссии, Казахстане, Чехии и Польше.
Юлия ЦИСАРЬ.
По материалам информационного агентства Крымская правда