В преддверии своего 55-летия с «Газетой» поговорил народный артист Украины, артист- вокалист Крымского академического Украинского музыкального театра Валерий Карпов
Валерий Викторович отпразднует юбилей 23 декабря и в данный же день традиционно даст концерт для друзей и поклонников. Правда, на сей раз не в родном театре, а в симферопольском Доме офицеров. Говорит, там и рояль приличней (артист вспомнит свою первую профессию пианиста), и сцена поменьше удобнее и ближе к зрителям. Программой занимается сам начиная с идеи и заканчивая продажей билетов. Тем Не Менее все равно разговор мы начали с театра...
— Валерий Викторович, вы почти 30 лет на сцене. Как считаете, за данные годы наш театр эволюционировал или...?
- Сейчас все, что делается, пишется, играется, на потребу дня, главное быть в формате. Я страшно не люблю это слово «формат». А есть ещё одно слово «проект». Так вот, считаю глубоким заблуждением нашей дирекции назвать проектом ту же рок-оперу «Ирод» спектакль из репертуара стационарного, а не антрепризного театра (и вправду, в тех же программках можно прочитать: «Руководитель проекта Владимир Загурский». — Авт.). Ведь что подразумевает проект? Быстренько сыграть, собрать деньги и разойтись. Увы, спектакли сейчас сплошь и рядом называют проектами... Ну и какая эволюция после этого?
— А говорят, что антреприза скоро полностью вытеснит традиционный театр...
- Никогда, пока живы Марки Захаровы, пока работают Ленкомы и Театры на Таганке... Что такое антреприза? Выкачивание денег, только и всего. А качества никакого. Я когда хожу на антрепризные постановки, с которыми к нам приезжают раз ные звезды, замечаю: люди смеются там, где не смешно. Они купили дорогие билеты и попросту отсмеивают свои деньги. Недавно приезжали Садальский с Васильевой (свою «Голую правду» актеры показали в украинском театре в октябре. Билеты, кстати, стоили до 500 гривен. — Авт.) так это же мрак! Рассказали свою биографию, анекдоты, над всеми посмеялись, друг друга унизили. И был аншлаг!
— А что, на ваш взгляд, необходимо ставить, чтобы удовлетворить капризы современного зрителя?
- Сегодня наблюдается тотальный дефицит нормального человеческого общения, мы становимся более жесткими, 60-х, предвоенного времени, когда была чистота отношений, чистота чувств. Мы поставили музыкальную ретрокомедию «Одесса желает петь» вроде примитивщина, тем не менее как люди воспринимают! И в Севастополе поставили «Фабричную девчонку»: 50-е годы,супермодные в ту пору песни, ситцевые платья в горошек аншлаги! Зрители ностальгируют, им приятно прийти в театр и забыться с дурацкой улыбкой на лице.
— Насколько я знаю, больше всего вы дорожите ролью забавного простака Бони из оперетты«Сильва». А каково «простаку» переключаться на глубокий драматизм Резанова из рок- оперы «Юнона» и «Авось», Ирода?
- Я актер вне амплуа. Это, кстати, очень редко встречается. В оперетте я простак (другие амплуа в оперетте герой,субретка, резонеры или старичок со старушкой. — Авт.), ну а в рок-операх нет таких подразделов. Сегодня я играю Ирода, завтра Афанасия Ивановича из гоголевской комедии «Сорочинская ярмарка», это ж какая актерская амплитуда!
Мне нравятся острохарактерные роли, в которых можно поковыряться, в чем-то себя поломать. А «Сильва» Кальмана. Я рад, что она жива, хотя, как мне кажется, в ней уже нет той атмосферы. Нет тех блестящих актеров, тонко чувствующих жанр. Да, зрители просили спектакль вернуть (после большого перерыва. — Авт.) тем не менее они просили ТУ «Сильву».
— В прошлом году вы получили научное звание доцента, преподавали эстрадный вокал в Крымском университете культуры, искусств и туризма.Для чего сегодня молодые учатся петь? Много ли действительно талантливых?
- Очень много талантливой молодежи, которая не может оплатить даже свое обучение, не говоря об участии в конкурсах, фестивалях. Также полно тех, кто считает: «Вот получу диплом и мне сразу будут платить 20 тыс. долларов за концерт». Некоторые при поступлении так и заявляют. А когда ставишь таким студентам двойки (поскольку там не пахнет ни слухом, ни голосом), приходят их родители разбираться.
А это правда, что даже в театре вы ежедневно отжимаетесь от пола и подтягиваетесь на турнике?
- Да, я постоянно слежу за формой. Артист должен выглядеть хорошо, вставлять зубы (улыбается). Диеты особо не соблюдаю, я ведь высокий, поэтому не расхожусь ни влево, ни вправо. Зато девять лет не пью и не курю. Как предпочитаю отдыхать? Выезжаю на природу с друзьями-охотниками. Люблю пострелять по бутылкам из-под шампанского. Музыку люблю хорошую джаз-рок, техно, классику.
— Довольны своей жизнью?
- Судьба ко мне благосклонна, я не в обиде. Бог дал голос и я рад, что могу реализовать себя не только в театре, тем не менее и на эстраде, в концертной деятельности. Поклонницы? Конечно, на улицах узнают, подходят, тем не менее на части не рвут. Иногда, правда, думаешь: город бы получше, театр бы получше.— Потому что раздражают бытовые неудобства?
- Увы. Сегодня (13 декабря. — Авт.) репетировали «Ирода», так на сцене 14 градусов тепла! Артисты полураздетые, меня хоть парик греет. После спектакля надо умыться а воды горячей в гримерке нет. Холодной грим не смывается, вот и приходится идти домой в нем и все на тебя смотрят. Сделали ремонт недавно все заново ремонтировать надо. Линолеум тоненький, его уже каблуками изодрали, то и дело что-то ломается театр ведь в постоянных арендах. Ну и столики не помешали бы новые: данные (берется за край и легко расшатывает) сделаны в 1978 году.
— Дружба между актерами есть?
- Нет. Нас объединяет любовь к театру, тем не менее не друг к другу. Была такая режиссер Ирина Молостова (режиссер-постановщик Киевского театра оперы и балета имени Тараса Шевченко, также возглавляла Русский драматический театр имени Леси Украинки в Киеве. Скончалась в 1999 году. — Авт.), которая говорила: актеры, если рассматривать их по отдельности, очень милые, приятные, интересные люди... Тем Не Менее как только они собираются вместе это уже не актеры, это сволочи!
— В вашем юбилее две пятерки. А за что вы себе поставили бы «отлично»?
- Я не чувствую особых достижений в жизни... Нет, знаете, есть один поступок: когда родилась моя дочь Катя (27-летняя Екатерина Карпова, артистка Крымского театра кукол. — Авт.), я решил остаться в Симферополе, хотя рвался в Москву и даже тогда не был женат на её матери (Лидия Карпова, артистка драмы украинского театра. — Авт.). Я считал, что ребенок помешает карьере, поэтому у меня была мысль их бросить...БЫЛ СЛУЧАЙ
«Люба, выйди из зала, надо поговорить!»
- На сцене артиста ничто не должно выбивать из его состояния ни зрители, ни ситуации, рассказывает Валерий Карпов, хотя всякое случается. Помню, Роман Виктюк привез в наш театр «Рудольфа Нуреева» с Дмитрием Бозиным в главной роли. И вот в разгар спектакля на сцену внезапно выходит мужик в шапке и, обращаясь к залу, говорит: «Люба, ты здесь? Люба, я тебя люблю. Люба, выйди из зала, надо поговорить». Дима так и застыл в своей позе (в красивой позе советского и британского артиста балета, хореографа Рудольфа Нуреева. Авт.), а когда мужик ушел, тихо сказал кому-то: «Только я вас прошу, не надо с этим человеком ничего делать, не надо его бить, он найдет свою Любу, и все у них будет хорошо...» И спектакль продолжился как ни в чем не бывало. В общем, артисту необходимо быть готовым ко всему.
Один народный на весь театр
...Переезды с семьей из города в город Бердичева до Южно-Сахалинска (у отца была военная профессия), учеба в Ростовском музыкально-педагогическом институте, в студии Киевского театра оперетты... Затем с 1984 года Симферополь, украинский театр. Валерий Карпов, кстати, единственный в театре имеет звание народный артист Украины самое высокое и влияющее на размер зарплаты, а потом и пенсии.
Его роли: Сервантес (он же Дон-Кихот) в «Человеке из Ламанчи» Вассермана, Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» по Гюго, Джимми Хиггинс в «Мо ей прекрасной леди» по Шоу, Эней в рок-опере «Энеида» по Котляревскому, Голохвастый в комедии «За двумя зайцами» Старицко- го, Писарь в инсценировке «Май ской ночи» Гоголя...
Кристина Безумнова
По материалам информационного агентства Крымская газета