Единственному в Столице Крыма Герою Советского Союза Ашоту Аматуни 90
Он бодр и подтянут, как и полагается настоящему боевому офицеру, вопреки цифрам в паспорте и на календаре. Гостеприимен и остроумен, как и подобает армянину. Скромен: не выпячивает свои подвиги и парадный мундир с орденами и медалями надевает редко как человек, прошедший нелёгкими дорогами Великой Отечественной, не любит позировать, хвалиться. Он такой, как есть мудрый, жизнелюбивый, искренний. Наш постоянный читатель Герой Советского Союза Ашот Аматуни отметил 90-летний юбилей.
Ленинаканский парень
Он родился 23 декабря 1923 года в дружной многодетной семье плотника Апета Акоповича и домохозяйки Магдак Саркисовны в старинном армянском городе Александрополе, вскоре, став советским, переименован в Ленинакан, в честь Владимира Ленина. И Ашот Аматуни гордится, что он ленинаканец, и очень тепло, с уважением, любовью рассказывает о добрейших, справедливейших и трудолюбивых родителях, старшем брате Акопе, сёстрах Забель, Хехуш, Гоар, Грануш, друзьях. Вспоминает, как немного не дотянул в школе до аттестата с отличием: выпускные экзамены сдал на «5», однако сказались несколько четвёрок по другим предметам.
- Учился средне отстающим никогда не был, однако и полностью отличником не сложилось, лишь в 7-м классе были все пятёрки и похвальная грамота. Наверное, чрезмерная оживлённость мешала усидчивости, улыбается Ашот Апетович. А вообще замечательные были годы: отличные учителя, очень дружный класс, как мы зачитывались книгами о героях, полководцах (особенно привлекала парня личность Александра Суворова. Авт.), какие баскетбольные, футбольные баталии устраивали! Как мечтали талантливые мальчишки и девчонки. Жаль, многие не вернулись с войны...
Ашот Апетович вспоминает, что в школе его больше всего привлекали математика, история и военное дело.
- Для меня было праздником, когда мы стреляли из боевой винтовки, занимались изучением материальной части стрелкового вооружения, рассказывает генерал-лейтенант в отставке. Военное дело преподавал старший лейтенант Григорян, он проводил занятия очень интересно. А ещё после войны с белофиннами к нам прибыли многие части, участвовавшие в сражениях, офицеры поселились в домах горожан. У моей старшей сестры квартировал подполковник, вскоре награждённый орденом Красного Знамени, у нас лейтенант, получивший медаль «За отвагу». Они иногда рассказывали о тех боях, и я слушал, затаив дыхание. Твёрдо решил, что стану военным. Или лётчиком, как Валерий Чкалов, или танкистом, как первый армянский Герой Советского Союза Карапет Симонян.
Но после окончания десятилетки в неполные 17 лет Ашот Аматуни ещё не мог поступать в военное училище и, чтобы не терять время, по совету брата, подал документы в Закавказский институт путей сообщения в Тбилисси. Однако не добрал для этого вуза двух балов, зато полученных хватило, чтобы поступить на физико-математический факультет Ленинаканского пединститута. В 1941-м вместе с друзьями подали в военкомат прошение направить в лётное училище. Их направили в Тбилиси, в специальную авиашколу, в начале июля, когда уже шла Великая Отечественная. Однако через неделю 17-летних мальчишек отправили обратно: школу расформировали, курсанты ушли на фронт. Ашот Аматуни также рвался на фронт, добровольцем, не мог сидеть дома, когда любимая Родина в опасности. А потом было Второе Орджоникидзевское пехотное училище. Переживал, конечно, что не авиационное, не танковое. Однако время такое, не до желаний было. И с благодарностью вспоминает командира взвода лейтенанта Выракша, который не только помогал овладеть профессией, однако и учил жизни, русскому языку, с которым у парня тогда было туговато.
- С благодарностью вспоминаю и маму лейтенанта, рассказывает Ашот Аматуни. Добрая женщина, которая заботилась обо мне, как родная. И ещё больнее, что не выполнил последнюю просьбу друга, командира. Это уже было после училища: в тяжёлых боях за Сталинград он подошёл ко мне, отдал свой командирский ремень с портупеей и сказал: «Если погибну, отвезёшь маме, один ты знаешь, где её найти». Он погиб, а я тогда был тяжело ранен...
От пулемёта до танка
Когда разговор заходит о войне, что-то меняется в добром взгляде Ашота Апетовича, он вновь и вновь перелистывает в памяти те страницы, тщательно выбирая, что рассказать, а что навеки оставить в себе.
- Училище мы не окончили, говорит Герой Советского Союза. Сформировали курсантские батальоны и на фронт. Первое огненное крещение у станции Ремонтная в Ростовской области, где их не имевший зениток эшелон разбомбили фашисты. Курсанты, конечно, стреляли из винтовок, что были одна на двоих, однако толку...
Потом тяжёлые бои, с пулемётом Дегтярёва до Сталинграда прошагал курсант Аматуни. Был ранен, однако не покинул строй, а вот второе тяжёлое ранение в боях в районе тракторного завода в Сталинграде оказалось серьёзнее.
- Боевые товарищи вынесли меня с поля боя. На барже по Волге раненых отправили в госпиталь в Саратове, рассказывает Ашот Апетович. Там я узнал, что награждён первым орденом Красной Звезды самая дорогая для меня награда, сталинградская. Там после нескольких месяцев молчания написал письмо родным. В Саратове осуществил и детскую мечту стал танкистом, курсантом Саратовского танкового училища. И самый лучший танк войны «Т 34» узнал.
Он освобождал Украину, Молдавию, Польшу. Командир танка, взвода, а после гибели ротного гвардии капитана Анатолия Карпенко, в январе 1945-го, возглавил роту 49-й Гвардейской танковой бригады. Вспоминает Ашот Апетович, как били фашистов, уничтожали вражеские самолёты на аэродромах, как освобождали узников концлагерей. Как экипаж танка гвардии младшего лейтенанта Костылева из его взвода, первым ворвавшийся в Люблин, двое суток один сражался там с фашистами. Как отрезали фашистам пути отхода из города Иновроцлав. Как восемь танкистов его роты Павел Михеев, Олег Матвеев, Владимир Пермяков, Семён Погорелов, Яков Пилипенко, Сергей Мацапура, Ншан Дарбинян и он, Ашот Аматуни, стали Героями Советского Союза за те бои, а рота единственной в составе бронетанковых войск с восемью награждёнными Золотой Звездой. Как за 3 месяца до Победы погиб под Грабовым гвардии лейтенант Олег Матвеев, прикрывавший раненых товарищей из экипажа подбитых танков своего и Аматуни. И умалчивает из-за скромности, что в том бою сам раненный осколком в руку тащил на себе через болото тяжело раненного гвардии старшего сержанта Владимира Пермякова.
О любви и жизни
Бои в Германии, и обидное тяжёлое ранение 30 апреля 45-го, когда над рейхстагом уже реяло Красное знамя. Друзья вытащили командира из горящей машины. Госпиталь, Победа, ружейные салюты, какие он слушал на госпитальной койке в Варшаве. Грустил, что не может быть рядом с боевыми товарищами, что многих из них уже никогда не увидит. Радовался, что дожил, выстоял, победил. В августе 1945-го в немецком Карлхорсте, где в мае фашисты капитулировали перед Красной Армией, Маршал Советского Союза Георгий Жуков вручил Ашоту Аматуни «Золотую Звезду Героя» и орден Ленина. И отпуск был домой, в Ленинакан, где так радостно встречали героя родные и земляки. В Ленинакане Ашот Апетович нашёл и любовь.
- Зашёл в библиотеку поискать книгу, а нашёл своё счастье, признаётся Ашот Аматуни. Девушку с огромными косами Нинель.
Для Ашота Апетовича и Нинель Варосовны это была любовь с первого взгляда. 23 марта 1946 года сыграли свадьбу. Теперь все радости и невзгоды военной службы они переносили вместе. Служба в Германии, затем учёба в Москве, в военной академии, назначение замкомандира танкового корпуса в Закавказском военном округе, служба в Тбилиси, опять Германия, Одесса, Крым, замкомандира 32-го армейского корпуса, Ереван, снова Крым... Он защищал Родину, семью, а она хранила тыл, семейный очаг.
- Вместе с любимой Нинель мы 63 года прожили. Я всегда знал, что она у меня самая лучшая, мы никогда даже не ругались, с грустью смотрит на фотографию любимой Ашот Апетович. Увы, Нинель Варосовны уже нет рядом. Только в мыслях, в памяти. Она мне троих детей подарила: Александра, Марину, Владимира. Уже шесть внуков и восемь правнуков. Род продолжается.
Он бодр и подтянут, как и полагается настоящему боевому офицеру, вопреки цифрам в паспорте и на календаре. Он и сам в них не верит, точно зная, в чём секрет долголетия.
- Жить требуется так, чтобы не дать себе повода сникнуть, делится Ашот Апетович. Человек должен энергично стремиться к цели и работать. Если говорит: «А, ладно, как-то проживу!» жизни не будет. Не позволяю себе застрять в одном деле. Мне хочется постоянно находиться в движении, не всегда получается, однако ничего страшного не удастся сегодня, удастся завтра. Главное верить и жить.
«Крымская правда» поздравляет Ашота Аматуни с юбилеем. Здоровья вам, Ашот Апетович, и ещё много лет жизни на радость окружающим.
Наталья ПУПКОВА.
По материалам информационного агентства Крымская правда