Поняв, что революция в Киеве идёт не по плану и милиция не применяет силу к протестующим, на минувших выходных радикально настроенные активисты «майдана» вновь принялись беспредельничать. Помимо палок, камней и слезоточивого газа, арсенал боевиков пополнился рогатками, из которых по силовикам лупят металлическими болтами, и «коктейлями Молотова». От бутылок с зажигательной смесью сгорело несколько милицейских грузовиков и автобусов и пострадали десятки милиционеров и военнослужащих Внутренних войск. С самого начала вспыхнувших беспорядков на передовой линии наряду с «Беркутом» стояли солдаты из Крымского теруправления ВВ МВД Украины. Мы решили узнать, каково им сейчас приходится.
Духом не падают
В результате беспорядков в Киеве пострадало 195 правоохранителей, почти половина из них госпитализирована. Досталось и военнослужащим Внутренних войск: по официальным данным, в столкновениях с протестующими на ул. Грушевского травмировано 60 солдат и офицеров, из которых 12 откомандированы из Крыма.
- С момента новых беспорядков военнослужащие Крымского территориального командования Внутренних войск стоят на Грушевского на передовых позициях, в самой гуще событий. У потерпевших солдат из Крыма, как и у ребят из других регионов, травмы различной степени тяжести: закрытые черепно-мозговые травмы, сотрясение головного мозга, переломы, ожоги лица и шеи, ушибы рук и ног. К счастью, «критических» нет. Сейчас все они проходят лечение в госпитале МВД, рассказал «Крымской правде» начальник отдела связей с общественностью Внутренних войск МВД Украины Алексей Чернобай. То, что пишут в Интернете, будто в первые ряды бросили молодых срочников неправда. Впереди были более опытные бойцы, между 12 потерпевших крымчан два подполковника и другие офицеры, какие держали оборону вместе с личным составом. Те, у кого были небольшие ссадины и раны, после оказания медпомощи и отдыха вернулись к несению службы. Родные, конечно, о них переживают, однако сами ребята не желают афишировать, что находятся в больнице. Солдаты также переживают о сослуживцах, регулярно звонят своим, и те, с кем мне довелось общаться, после выздоровления желают вернуться к товарищам в строй.
По словам Чернобая, несмотря на трудности, боевой дух у солдат остаётся высоким.
- Взаимоподдержка и взаимовыручка данные понятия воинскому коллективу не чужды. Наши солдаты несут службу вопреки тяготам и лишениям, как это и прописано в присяге, которую они принимали. Внутренние войска на 100% обеспечены средствами защиты, экипировкой и питанием. Например, если у кого-то отобрали щит или повредили шлем, ему дают взамен новый, говорит Чернобай.
Ждём приказа
В течение трёх дней мы пытались пообщаться с начальником Крымского территориального управления Внутренних войск Николаем Баланом, однако генерал-майор в настоящее время воздерживается от комментариев.
- Всё у нас хорошо, боевой дух у солдат супер, однако комментировать пока, извините, ничего не могу, сухо сообщил нам генерал. А вот что говорят сами служивые.
- Сдаваться мы не собираемся. Просто у нас нет команды разгонять. Если бы дали команду, мы бы протестующих за полчаса всех бы разогнали, сообщил нам военнослужащий ВВ из Крыма Андрей (имя изменено). Нам все автобусы сожгли, не знаем, как обратно в Крым добираться будем. В тот вечер мы еле уехали оттуда. Поначалу было несладко: спали там, где упадём, грелись у костров. Раз в день два бидона с горячим чаем привозили, по полстакана выпьем и по бутерброду с салом съедим, притупим голод. И всё. Некоторые были на пределе: после двух-трёх суток службы уже стоять на ногах не могли и падали от усталости. Потом нас оттуда вывели. Сейчас с питанием и сном немного полегче стало. Когда данные (ультранационалисты. Авт.) на нас полезли, я сказал Кличко: «Убери их, тут же половина срочников, парням по 18 лет. Так он (Кличко. Авт.) и «афганцы» не давали срочников трогать. Националисты облили Кличко за это. Протестующие чувствуют себя свободно: понимают, что близко мы к ним не подойдём и «коктейль Молотова» в нас можно бросить и убежать. А это страшно! Сидишь, ешь, а тебе в тарелку с крыши летит бутылка с зажигательной смесью. У нас многие бойцы горели, мы и пожарные их тушили. Один из ребят, который с нами стоял, серьёзно пострадал: лицо горело, руки, ещё б немного и мог весь сгореть. Бутылки ведь взрываются, и мигом огонь по всему телу. А наша одежда синтетическая, легко воспламеняется. Некоторые солдаты даже без штанов остались. Однако ладно ещё бензин, его мы успеем потушить. Теперь какую-то кислоту против нас готовят.
Крымчанин признаётся: сейчас в Киев отправляют несколько тысяч солдат ВВ МВД и «сил будет достаточно, чтобы всех разогнать». Однако такого приказа по-прежнему нет. И в нынешних условиях отсутствие должного приказа и бездействие при выходках беснующейся толпы самое обидное и для солдат, и для «Беркута».