Более пятнадцати веков назад в Китае родилась поговорка о том, что в дальней дороге не бывает лёгкой поклажи. Жителям Украины доказывать её справедливость не приходится. Они не понаслышке знают, что путешествие по нашим разбитым дорогам зачастую превращается в испытание. Крыму в этом плане повезло чуть больше. Статус курортного региона обязывает более серьёзно относиться к качеству автомагистралей. Проблем, впрочем, хватает. О том, почему в нашей стране за более чем 20 лет независимости так и не появились качественные автобаны, нам рассказал начальник Службы автомобильных дорог в АР КРЫМ Валентин ЗАВОЙЧИНСКИЙ.
- Валентин Александрович, как вы сами оцениваете состояние наших автомагистралей?
- Если сравнивать крымские, да и украинские дороги с немецкими автобанами, то мы выглядим не в лучшем свете. Если же сравнивать в пределах Украины, то скажу, что в Крыму очень приличные дороги и им можно смело ставить твёрдую четвёрку.
Приведу наглядный пример. Как вы знаете, дороги в нашей стране в первую очередь характеризуются по уровню безопасности движения. Так вот, по данным Департамента ГАИ, количество аварий, при расследовании которых были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, снизилось многократно. Сравните: в 2010 году сорок ДТП, в 2011 - семнадцать, в 2012 - семь, в 2013 опять всего семь случаев. Это очень хороший результат. В 2006 году, когда я только занял свой пост, количество таких аварий переваливало за 500 в год.
- Но в сторону вашего ведомства по-прежнему немало упрёков.
- Как правило, жалуются на плохое качество внутригородских и просёлочных дорог. И вот в этих случаях возмущённые не правы на 100%. К сожалению, мало кто знает, что мы отвечаем только за дороги, соединяющие населённые пункты. У нас на балансе 6266 километров крымских дорог общего пользования, из которых 1822 километра дороги государственного значения и 4 444 - местного значения. За дороги городские и сельские отвечают местные власти.
- Мне часто приходилось слышать рассуждения наших автомобилистов о том, как здорово было бы, появись у нас в стране дороги, не уступающие по качеству немецким автобанам. Почему мечта автомобилистов за 20 лет независимости так и не смогла воплотиться?
- Всё упирается в финансирование. Тех денег, что нам выделяют, едва хватает на текущий мелкий ремонт. Сегодня мы получаем 7,2% средств от нормативной потребности. Для наглядности привожу пример: чтобы доехать из Симферополя до Киева на легковом автомобиле, нам требуется, скажем, 100 литров бензина. Если вам 7 литров дать, доедете? Вот и нам дают всего 7%. При этом все желают ездить по европейским дорогам.
В той же Германии в прошлом году на дороги было потрачено 47 миллиардов евро. У нас же в этом году на нужды «Укравтодора» в бюджете было прописано около 15 миллиардов гривен. Из этих средств 7,4 миллиарда сразу отдают на погашение процентных ставок по кредитам прошлых лет. Из оставшихся денег 3,2 миллиарда перебрасывают на ремонт городских и сельских дорог. Остаётся меньше 4 миллиардов. Из них только 3,2 миллиарда гривен идёт на текущий ремонт и эксплуатацию дорог общего пользования. Если вспомнить, что протяжённость таких автомагистралей по Украине составляет 179 тыс. километров, то становится понятно, какие это копейки. О каких автобанах может идти речь?
- Если говорить о прошлом годе, то каких результатов вам удалось добиться?
- Во-первых, нам удалось сохранить существующие дороги. Если вспомнить, что большинство из них было построено в 50-60 годы прошлого века, то становится очевидно, что задача была не из лёгких. Во-вторых, несмотря на скудное финансирование, нам всё-таки удалось реконструировать некоторые дороги. Был проведён капитальный ремонт автодороги государственного значения Симферополь-Феодосия на отрезке 63-68 километр, полностью восстановили мостовой переход через реку Булганак. За счёт средств Международного банка развития и реконструкции провели капитальный ремонт на участке автодороги Харьков-Симферополь-Алушта-Ялта. Организовали инженерную защиту от оползня на участке трассы Ялта-Севастополь. Кроме того, продолжаются работы по строительству объездной дороги в Симферополе.
- Валентин Александрович, что было сделано для того, чтобы обеспечить безопасность на дорогах в зимний период?
- В сентябре-октябре совместно с ГАИ провели осеннее комиссионное обследование автодорог общего пользования. Устранили недостатки, закупили шестнадцать с половиной тыс. тонн песка и отсева, более трёх тыс. тонн технической соли и каинита для борьбы с гололёдом, топливо, отремонтировали и подготовили к работе технику. Несмотря на недостаточное финансирование, план мероприятий по подготовке филиалов ДП «Крымавтодор» к работе в осенне-зимний промежуток времени 2013-2014 годов мы выполнили полностью.
- Наверняка не обошлось и без проблем?
- Большинство из них связано с дорожной техникой и механизмами, какие не выдерживают повышенных нагрузок в экстремальных погодных условиях. Более 40% нашей техники имеет срок службы около 30 лет. Машины уже давно выработали свой ресурс, и «Крымавтодор» остро нуждается в дополнительной снегоуборочной технике. Выход из ситуации, впрочем, нашли. При поддержке Совета министров Крыма и местных органов власти мы начали заключать договоры с частниками, какие в экстренных случаях предоставляют нам дополнительную технику для ликвидации снежных заносов.
- В конце января у вас была возможность использовать всю данную технику. На полуостров пришла настоящая зима. Из-за сложных погодных условий вы были вынуждены закрыть для проезда трассу Красноперекопск Симферополь. В чём была сложность?
- Тут стоит сразу уточнить, что проезд был закрыт только для грузового транспорта и пассажирских автобусов. Дул очень сильный боковой ветер со скоростью 28 35 метров в секунду. Существовала реальная опасность, что при мощных порывах ветра транспорт с большой парусностью мог просто перевернуться. Так что движение на трассе Красноперекопск Симферополь ограничили исключительно для того, чтобы обеспечить безопасность. Второй неприятный момент также был связан с ветром. Противогололёдные реагенты просто не успевали долетать до покрытия, их сразу же сносило на обочину. Непрекращающийся снегопад не давал возможности полностью ликвидировать последствия обледенения. Но с ситуацией мы в итоге справились, заторов и простоя автотранспорта в снежных заносах не было. А если посмотреть на хвалёную Америку и Японию, где в этом году снега было значительно меньше и шквальные ветры отсутствовали, то, к сожалению, там не обошлось без человеческих жертв, обморожений и был полный коллапс на дорогах.
- Расскажите о планах на текущий год. Будут ли реализованы крупные проекты?
- Во-первых, будем продолжать реконструировать дорогу в сторону Алушты. Не уверен, что получится всё сделать к концу года, но планируем реконструировать её вплоть до Алуштинского автовокзала. Если всё пойдёт благополучно, то в дальней перспективе дойдём и до Ялты. Во-вторых, есть проектная документация и желание продолжить работы по реконструкции харьковского направления до Чангара. Такая же ситуация с участком дороги от Гвардейского до Красноперекопска и Армянска. В этом году планируем продолжить второй этап строительства объездной трассы в Симферополе.
- Прошлым летом Кабинет Министров Украины дал разрешение «Укравтодору» на поиск инвесторов, готовых вложить на условиях концессии деньги в возведение трёх платных автомагистралей. Две из них будут проходить через Крым. Какова вероятность, что в Крыму всё-таки появятся платные автострады европейского уровня?
- Вероятность есть, но не думаю, что она очень высока. Надо сначала найти инвестора, который будет готов вложить десятки млн. долларов в это дело. Желающих, насколько я знаю, пока немного. Просто инвестор должен быть уверен, что проект окупится, а как скоро это произойдёт, будет зависеть от дорожного трафика. Если учесть, что интенсивность движения на крымских дорогах составляет максимум 12 тыс. автомобилей в сутки, то потенциальный инвестор будет возвращать вложенные средства не одно столетие. Чтобы начать получать прибыль хотя бы лет через двадцать, по этой дороге должны проезжать минимум 40-50 тыс. автомобилей в сутки.
Я думаю, шанс найти инвестора увеличится, если через Керченский пролив всё-таки будет построен мост, о котором говорят уже давно. Если «мост дружбы», как его окрестили политики, появится, то Крым станет крупной транзитной зоной. Количество автомобилей на дорогах полуострова увеличится, тогда зарубежные инвесторы и вправду заинтересуются проектом платных концессионных дорог.
Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.
По материалам информационного агентства Крымская правда