Откровенно стыдно смотреть на жалкие творения современных архитекторов. Глядя на данные «шедевры» зодчества, понимаешь, что севастопольские архитекторы перестали не только уважать свою профессию, но и город, в котором они живут, сообщает издание «Севастопольская газета».
Начну с того, что моя подруга, сдавая в летний промежуток времени дачный домик у моря, непременно в качестве условия для отдыхающих указывает: «Любовь к Севастополю обязательна!» Согласитесь, для нас, севастопольцев, это вопрос принципиальный и даже жизненно важный. Мы готовы слышать о своем городе слова восхищения и нам очень не нравится какая-либо критика со стороны.
И, и вправду, поводов для проявления чувства гордости у нас предостаточно: во-первых легендарное историческое прошлое, во многом определяющее менталитет современного севастопольца, во-вторых, неповторимая красота исторической части города, всякий раз дающая ощущение приобщенности ко всему этому величию, в-третьих... А что, современные экономические показатели, казалось бы, настраивают на оптимистическое восприятие действительности.
Недвижимость — иногородним покупателям
По объемам вводимого в строй жилья Севастополь вышел на вторую позицию в стране: в 2012 году введено в строй 247 тыс. кв.м жилой площади, а в 2013-м данный показатель увеличен ещё на 10 тыс. кв.м. Поневоле возникает вопрос об актуальности многолетней очереди на получение жилья. Движется ли? Но в том-то и дело, что новострои, являющиеся продуктом коммерческого и частного строительного производства, предназначены вовсе не для решения социальных проблем горожан-очередников, а исключительно для продажи и по большей части ориентированы на сторонних, не севастопольских покупателей.
Информация для таковых девелоперами, предлагающими первичную недвижимость, умело отлакирована. Тут и заверение в неуклонном росте количества предложений, упоминания о том, что по состоянию на конец 2013 года продается аж 96 объектов (для сравнения, в Киеве таковых 140), и обозначение перспектив: «В наступившем году обещают расширение продаж жилья по ещё 16 проектам». Да, и ещё: понимание конъюнктурных особенностей регионального рынка недвижимости, а именно — приоритетный спрос на малогабаритное жильё эконом-класса. Так, по данным аналитиков девелоперской компании KVV Development в структуре предложений Севастополя жильё эконом-класса в 2013 году заняло лидирующую позицию в сегментарном распределении — 65,3% от общего объёма. При этом на долю бизнес-класса пришлось 20% предложений, а премиум-класса — 14,7%. И самое главное: декларируемая средняя цена квадратного метра на первичном рынке недвижимости Севастополя обозначена на уровне 870 у.е. за квадратный метр (для коммерческих помещений — и того меньше).
Потенциальные иногородние покупатели рассчитывают и на приближенность объекта покупки к морю и на наличие внутренней сервисной инфраструктуры, а в идеале, зоны рекреации и спорта. «В последнем случае и цена будет выше, в среднем на 100-150 у.е. за квадратный метр», — предупреждают девелоперы. В России и в некоторых регионах Украины жильё, в том числе и городское, уже давно строится по кластерному принципу, то есть на условиях шаговой доступности объектов инфраструктуры: магазин, автостоянка, детская площадка... А у нас?
Жилье, неудобное для жизни
На то, как именно обстоит дело, нам открыл глаза житель Артемовска Виктор Ведибеда, который поделился своими впечатлениями о современном Севастополе, прислав письмо в редакцию. Признаюсь, прочитав это послание, поначалу не смогла удержаться от негодования: «Да что он себе позволяет! И вообще, где любовь к Севастополю, которая должна быть обязательной!
Это потом, вчитавшись, стало очевидно, что к нашему городу и к его истории автор письма относится с придыханием, а высказанная им критика, увы, во многом не лишена оснований. Да и касается она тех самых новостроев, какие столь услужливо предлагаются застройщиками к приобретению.
Чтобы проверить справедливость изложенного в письме, мы отправились по его следам и...
Вынуждены были констатировать: практика застройки «окно в окно», например, в ЖСК «Гераклейский», который расположен на ул.Вакуленчука, на перекрестке у поворота к заводу «Маяк» в Стрелецкой балке, иначе, как нормой, не назовешь. На нешироком внутридомовом пространстве бок о бок притулились автостоянка, детская площадка, проезжая часть и узенькие пешеходные тротуары. До ближайшей остановки общественного транспорта — идти и идти, о детском садике или школе и мечтать не приходится.
Из разговора с молодой женщиной, гуляющей с ребенком на детской площадке, узнали: многие жильцы воспринимают такое жильё как временное, как некий перевалочный пункт. «Я бы вам не рекомендовала, — подытожила сказанное собеседница. — Поищите что-нибудь получше».
Найти что-то «получше» оказалось не так-то просто. Современная планировка — в плюс, отсутствие благоустройства — в минус, виду из окна — «да!», свалке под окнами — категорическое «нет!».
Особая тема — озеленение
Имея за плечами опыт работы в строительстве, знаю наверняка: проектов, не включающих устройство газонов, высадку деревьев и кустарников или, например, разбивку цветников, не бывает по определению. Но в большинстве осмотренных нами новостроек все они имели зачаточный вид. Вопросы о том, куда делись деньги и почему не осуществляется контроль за исполнением изначальных условий выделения земли под возведение, остаются риторическими. Да, похоже, их никто и не задает застройщикам и заказчикам. Поневоле вспоминаются жесткие строки из письма нашего артемовского гостя: «Такое понятие, как озеленение, в городе вообще отсутствует!» В ответ так и хочется парировать: «А в парке Победы были?»
Оказывается, был, и увидел именно то, чем мы, оказавшись там по случаю, уже который год возмущаемся. Задумка парка и теперь вызывает искренний восторг и восхищение — прекрасный образец ландшафтного дизайна! Но главными его сегодняшними характеристиками являются заброшенность и неухоженность. Старый, просевший, выщербленный асфальт, давно разрушенные бордюры, заросшие дорожки и огромное количество использованных шприцев в траве, в кустах, под деревьями...
Центральная аллея выметена и белеет урнами и скамейками. Но в столь образцовом порядке в парке Победы содержится только она.
Вы скажете, что создание скверов, озеленение дворов — дело наживное. Но в таком случае почему в жилых застройках двадцати-тридцатилетней давности они так до сих пор и не появились? А как же архитектурное планирование лица города, вопрос целостной градостроительной концепции? Или повсеместное и натужное использование выстроенных рядами бетонных балясин и есть главный и единственный архитектурный аргумент современности?
Архитекторы не уважают город, в котором живут
Минувшим летом наши московские друзья, обожающие Севастополь, наконец-то занялись подбором недвижимости в центре. Их интересовали исключительно новострои. Таковых, созданных по принципу точечной застройки, в последние годы появилось немало. Скажем, многоэтажки у Центрального рынка. Но стоит подойти поближе, чтобы понять: такое жильё современным, тем более элитным, назвать трудно. Окна нижних пяти этажей одного из домов почти фактически упираются в стену близрасположенного ресторана, а о каком-либо жизненном пространстве вне строения речи вообще не идет.
К слову, на предмет застройки центра Севастополя в редакционной почте также нашлось мнение от севастопольца Г.Никитина. Ему есть что вспомнить: облик довоенного, а затем и возрожденного Севастополя. Архитектурная и инженерная продуманность застройки улиц и площадей определяли неповторимость и своеобразие стиля. Авторский почерк архитекторов Ю.Траутмана, Н.Гришина, П.Купмана, А.Шувалова, создававших свои проекты в тяжелые послевоенные годы, и теперь составляет лицо города.
«Они почитали за честь работать в Севастополе, формировать его новый и светлый облик для потомков», — пишет Г.Никитин. «Откровенно стыдно смотреть на жалкие творения современных архитекторов, какие проектируют дешево, а заказчики продают квартиры дорого. Примером могут служить дома на улице Нефедова, в районе Крепостного переулка, у Центрального рынка. Глядя на данные «шедевры» зодчества, понимаешь, что севастопольские архитекторы перестали не только уважать свою профессию, но и город, в котором они живут». Известны ли кому-нибудь имена этих, новых гениев градостроительного дизайна?
Ну вот мы и вернулись к тому, с чего начали. И дело, получается, не в сторонней критике, а в нашем, собственном отношении. И ещё в духовном и материальном наполнении той самой, волшебной фразы: «Любовь к городу обязательна!», которая далеко не всегда предполагает погоню за отчетными показателями.