«Крымская газета» подготовила несколько любопытных фактов о Центре органной музыки, передаёт «Крымская газета».
Настоящий ялтинец
Орган – сложнейшая система. Когда говорят, что он немецкий, итальянский или испанский, это означает совершенно разные музыкальные инструменты. В Ливадии установлен орган, который можно уверенно назвать ялтинским или крымским.
Руководитель центра, знаменитый органист Владимир Хромченко поясняет:
– Всё сделано здесь. Цветные металлы – олово и свинец – я брал на вторцветмете. Переплавляли, раскатывали листы, а из них делали трубы. Древесина также наша. По этой причине это такой орган, который родился, вырос из ничего. Как родное дерево, он на своём месте, очень хорошо себя ощущает.
Ялта – уникальный город, ввиду того, что обладает четырьмя органами, а ведь не каждый мегаполис может похвастать наличием хотя бы одного.
Храм для органа
Центр органной музыки находится в здании бывшей электростанции, которая снабжала электричеством Ливадию. Её проектировал придворный архитектор Глеб Гущин. В 1927 году по плану ГОЭЛРО электростанцию ликвидировали. Во время Ялтинской мирной конференции здесь располагался узел связи, в послевоенное время тут два года существовал лагерь для военнопленных немецких и румынских офицеров. Позже разместился клуб, однако к 80-м годам строение пришло в негодность. В 1998 году двери после ремонта открыл Центр органной музыки. Годом ранее «задышал» сам орган. За двадцать лет это место стало «намоленным».
– Может, во всём Крыму это самое сильное место, – подчёркивает Владимир Хромченко.
Внутреннему убранству придали видимость культового сооружения. О храме намекают сидения, цветные стёкла на окнах, правда, всё выполнено в восточной стилистике. Сделан даже ложный проём, подобие михраба, так называемые врата молитвы.
Музыка всех оттенков
В ближайших планах – расширение звуковой палитры органа на 600 труб. Вместе с уже существующими он будет состоять из 5200 труб. Работа непростая, так как необходимо подсоединить новые элементы к единой электронной базе. Однако все механизмы и детали уже готовы.
– У нас давно была такая задумка, однако мы не смогли это своевременно сделать. Было предусмотрено, что будут регистры второго плана, такие мягкие, лёгкие тембры. У нас маленькое помещение – для такого органа они придутся кстати, – говорит мастер.
Сдувают пылинки
В летнее время в неделю проходит 7-8 концертов для ценителей музыки, в межсезонье их становится меньше – нужно профилактика, проведение работ по ремонту. Причём уход необходим не только самому органу, однако и всему, что его окружает.
– Орган живой, требуется за ним смотреть. Температуры меняются: то жарко, то холодно. Перепады – это самое ужасное, что может быть для музыкального инструмента. Особенно влажность, за ней надо каждый день следить, – отмечает Владимир Хромченко.
Влажность воздуха должна быть на уровне 60%, однако, чтобы её удержать, нужно особое, довольно дорогостоящее оборудование. Средств на него нет.
С достоинством
За двадцать лет в органном зале было исполнено множество произведений, по этой причине кажется, что охвачены все музыкальные жанры.
– Плохие вещи на нём не играют. Много выступало органистов из разных стран, каждый привозил свою программу. Наши солисты меняют всё время программы. Мы играем то, что понятно слушателю. Есть определённые рамки, которые стараемся не переходить, – поясняет Владимир Хромченко.
По этой причине в зале звучат классические произведения, из крымских композиторов, для примера, Алемдар Караманов.
Искусство должно объединять
Ранее здесь проводился крупнейший фестиваль органной музыки Livadia-Fest, который собирал ведущих исполнителей. На этой площадке выступали музыканты из 30 стран, по этой причине орган в Ливадии имеет большую международную славу. Сейчас из-за введённых в отношении полуострова санкций на органе играют только крымчане. Российским коллегам также непросто приезжать на гастроли из-за финансовых сложностей. Однако связи с органистами поддерживаются.
– Да, музыка пересекает границы, а органист нет, – констатирует Владимир Хромченко.
Инструмент с характером
Не каждый органист способен исполнить произведение на органе в Ливадии, ввиду того, что инструмент требователен к уровню исполнительского мастерства. Случаи, когда музыкант терялся, бывали.
– Человек живёт по судьбе, по этой причине кому суждено сыграть, тот играет. Наиболее часто это связано с опытом, мастерством, способностями. Необходимо понимать, как этими красками владеть. Зависит от того, как музыкант ощущает, как инструмент его принимает. Мистика – в каждой секунде нашей жизни, – говорит создатель органа.
Четыре сада
При посещении Центра органной музыки стоит обратить внимание и на окружающий его сад. Его построение символичное. Со слов Хромченко, это персидский сhahar bach – «сад садов», разделённый по сторонам света двумя каналами. Примечательно, что на одной из сторон оказывается сам органный зал, который, получается, надо рассматривать также как сад, недаром по зданию вьются растительные орнаменты. В самом мини-парке растут около 70 разных пальм из Италии, Мексики, Калифорнии. Это единственное место в Крыму, где можно встретить бугенвиллею. В саду есть фонтан, на котором высечены слова Омара Хайяма: «Радуйся и о дне вчерашнем не говори, ведь сегодня – прекрасно».
– На земле главное – это красота, потому как она рождает любовь. Остальное важно, однако не так. Человек не живёт вечно, он с чем-то уходит. С чем? Только с наполненной душой – больше ничего не остаётся, – подчёркивает «органный Страдивари» Владимир Хромченко.