Вот уже более ста лет проспект, идущий вдоль моря, украшают замечательные виллы. Построенные по заказу феодосийских буржуа, они убедительно демонстрировали благосостояние владельца, талант архитектора и мастерство строителей, передаёт «Крымская газета».
Феодосийская Рублёвка
В формировании Екатерининского проспекта, как в зеркале, отразился важнейший этап жизни города. В конце XIX столетия в Феодосии строят полноценный коммерческий порт, проводят железную дорогу. Инфраструктурные новшества оживили промышленность и торговлю. У местных предпринимателей появились свободные деньги, и в скором времени на морском побережье один за другим стали появляться шикарные дома. Впоследствии их объединила магистраль, получившая название Екатерининский проспект.
Название говорящее. Императрица Екатерина Великая посетила Феодосию во время своего путешествия по полуденной России в 1787 году. Мероприятие, посвящённое приезду государыни, стало весьма символичным: Екатерина осмотрела монетный двор, где предполагалось чеканить деньги для Крыма.
Екатерининский проспект был не просто фешенебельной улицей. Он символизировал новый капиталистический этап жизни «Богом данной». С верхних этажей особняков владельцы могли видеть свои пароходы, которые курсировали между всеми портами Чёрного моря. А между дачами и морем параллельно проспекту проходит железная дорога, которая связала Феодосию с материковой частью России. Легенда гласит: машинисты знали, чьи товары они везут, и, проезжая мимо того или иного поместья, приветствовали хозяев жизни паровозными гудками. Говорят, звучали они лучше всякой музыки…
Боги, охраняющие город, возжелали, чтобы мини-дворцы пережили множество испытаний: золотой век Российской империи и кровавый омут Гражданской войны, героические события Великой Отечественной и энтузиазм послевоенного восстановления. Несмотря на головокружительные взлёты и, казалось бы, крушение всех надежд, её величество муза Клио никогда не покидала эти виллы.
Мы расскажем о двух из них, находящихся в приятном соседстве друг с другом.
В людской памяти сохранилась красивая легенда о двух братьях – Ибрагиме и Соломоне, представителях старинной караимской фамилии Крым. Ещё с гимназических лет мальчики интересовались историей и литературой. Ибрагиму очень нравилась эпоха Древней Греции, а Соломон был увлечён событиями средних веков. Уже в зрелом возрасте, будучи успешными коммерсантами, братья Крым в начале XX века исполнили свои юношеские грёзы, построив в родном городе маленькие дворцы.
«Милос». Гармония классики
Глядя на виллу «Милос», мы будто переносимся на берега Эллады. Затейливое здание было возведено в 1911 году. Его владелец банкир Ибрагим Крым, очевидно, был любимцем Гермеса – античного бога торговли и счастливого случая. Проектировал особняк архитектор Михаил Пискунов. Видно, что во время обучения в Императорской академии художеств Михаил Фёдорович детально изучил классическое наследие: в усадьбе ему в полной мере удалось воплотить лучшие образцы искусства Древней Греции.
В элегантной беседке, венчающей угол ограды, с отрешённой улыбкой взирает на мир Венера Милосская. «Фамилию» богине подарил остров Милос в Эгейском море, где нашли знаменитую статую. Только, строго говоря, зовут её не Венера. Венера – это римское имя Афродиты, древнегреческой богини любви. Та Венера, которой любуются и посетители Лувра, и гости Феодосии, была всё-таки Афродитой, поскольку обнаружили изваяние именно на греческом острове.
Что касается Афродиты Феодосийской, то с ней приключилась удивительная история. Согласно замыслу архитектора и желанию заказчика она заняла место в своей беседочке. Но в неспокойное время Гражданской войны красота пострадала первой. Хулиганы разбили ни в чём не повинную богиню, и долгие десятилетия беседка пустовала. Гармонию восстановил полвека назад местный скульптор Борис Лец: он создал копию Венеры Милосской. Творение античного ваятеля, повторённое советским мастером, отлично прижилось на прежнем месте.
Обращают на себя внимание кариатиды. Статные женщины, помимо эстетической функции, выполняют, как положено хранительницам дома, очень ответственную работу – поддерживают крышу. По одной из версий, «кариатида» означает «каштановая». Рассказывают, что по инициативе того же Бориса Леца возле веранды с кариатидами посадили молодые каштаны. И теперь каждую весну нарядные соцветия, словно свечи, вспыхивают белым огнём, встречая праздник обновления природы. Другое объяснение слова – «происходящая из Карии», региона в Древней Элладе. Кстати, в области Кария находился город Милет, выходцы из которого 25 веков назад основали Феодосию.
«Виктория». Имя и судьба
Перейдя улицу с характерным названием Революционная, мы из эпохи безмятежной античности попадаем в мрачноватое время средневековья, которое запечатлено в облике виллы «Виктория». Она принадлежала Соломону Крыму. Этот замечательный человек вполне оправдал своё имя, данное ему в честь библейского царя Иудеи. Известно, что благосостояние страны эпохи правления Соломона обеспечивал международный торговый путь, проходивший по территории современного Израиля.
Золотой век уже Российской империи олицетворял дом Соломона Крыма. На момент его строительства Соломон Самуилович находился в зените славы. Два высших образования – юридическое и агрономическое, помноженные на природный ум, дали ему возможность добиться серьёзных успехов в различных отраслях, особенно в сельскохозяйственном производстве. Фрукты, выращенные в садах Крыма, продавали крупнейшие магазины страны. Безупречная репутация предпринимателя позволила успешно вести и общественную деятельность: Соломон Крым дважды избирался депутатом Государственной думы от Таврической губернии, входил в состав Государственного совета Российской империи от Таврического земства.
Проект усадьбы заказали Николаю Краснову: уровень знаменитого архитектора вполне соответствовал запросам самой состоятельной и известной семьи Феодосии. В конце XIX века около 150 горожан, караимов по национальности, носили фамилию Крым. Все они приходились друг другу родственниками. Семейству Крым принадлежали значительные богатства: банки и фабрики, сады и пароходы, жилая и коммерческая недвижимость. Стилевой основой проекта избрали модный модерн. Однако с учётом пожеланий именитого заказчика коттедж приобрёл уникальные детали. Они прекрасно сохранились.
Следует отметить, что средневековые мистики и маги уделяли большое внимание толкованиям знаменитой соломоновой печати. Высказывались разные мнения о её изображении: пятиконечная, шестиконечная, восьмиконечная звезда… Тем не менее в главном носители тайных знаний были едины: древний символ даёт власть над природой и людьми. Посему жилище Крыма изобилует сложными объёмными звёздами, вырезанными в камне.
Власть нужно удерживать, а богатство защищать. По этой причине стены буквально облепили драконы, грифоны, весёлые страшилища. Приручённая нечисть служила, надо полагать, оберегом. Увековечивала фамилию хозяина буква «К», изображение которой повторяется в разных местах. Окончательно закрепляло победы Соломона Крыма говорящее название виллы – «Виктория». Но судьба распорядилась иначе.
Время испытаний
На фасаде усадьбы значится дата окончания строительства – 1914-й. Сей год стал переломным в жизни России. Пришёл час суровых испытаний: Первая мировая война, революции, русская смута…
Соломону Крыму было суждено стать одной из ключевых фигур на полуострове, брошенном в огонь Гражданской войны. В 1918-1919 годах он возглавлял Крымское краевое правительство. Историки и политологи и тогда, и сейчас оценивают деятельность правительства Крыма как образец «для оздоровления всей остальной России, гармоническое сотрудничество демократической гражданской власти и военного командования, ведущего вооружённую борьбу с Красной армией». Совет министров Крымского правительства принял, в частности, два важнейших соломоновых решения, в результате которых в Крыму появились Таврический университет и Крымский национальный заповедник.
Однако ситуация на фронте разворачивалась не в пользу Белой армии, и в 1919 году министры краевого правительства и их семьи покинули родину. Корабль, увёзший Соломона Крыма и его соратников в изгнание, носил символическое имя –
«Надежда».
После установления на полуострове советской власти имение объявили народным достоянием, в нём разместился один из санаторских корпусов.
Серьёзно пострадало здание во время Великой Отечественной войны, в частности, была полностью уничтожена башня. Спасти «Викторию» от окончательного разрушения вызвался феодосийский архитектор Юрий Коломийченко. В тяжелейших условиях послевоенной разрухи, при отсутствии оригинальных чертежей и дефиците средств Юрий Фёдорович и его коллеги совершили трудовой подвиг: за три года восстановили дом.
Сейчас в помещениях виллы «Виктория» расположен интерактивный Музей нескучной истории «Феоистория». Взрослые, и дети с интересом знакомятся с наиболее яркими фактами из жизни древнего города.
Кирилл НЕФЁДОВ. Фото Натальи СОМОВОЙ. Больше текстов читайте на сайте journalcrimea.ru