Елена Стрельченко
Об этом пишет издание «РИА Крым».
Темнокожий невысокий парень на удивление хорошо говорит и пишет по-русски. Он приехал в Крым в 2018-м из Африки, год изучал язык в Севастополе. Это первый этап на пути к студенческой жизни и обучению в КФУ им. Вернандского.
Мы договаривались о встрече две недели, Кадрол ссылался на зачеты и экзамены. В разговоре стало понятно: будни конголезца проходят по-студенчески насыщенно. Учитывая то, что за время его пребывания в России обстоятельства два раза приобретали непредсказуемый поворот (сперва пандемия, теперь – спецоперация), он остался здесь, чтобы получить диплом бакалавра политических наук и международных отношений.
Модель и деньги
В Крым молодой человек попал по распределению из Конго. Сейчас он – студент третьего курса философского факультета. Обучение, говорит он, оплачивает Конго, проживание и личные расходы – родители, продолжает получать он и ежемесячную стипендию – чуть больше двух тысяч рублей.
Но февраль 2022-го все же внёс свои коррективы.
После введения западных санкций в отношении банков России, Кадрол прекратил получать деньги от семьи. Он давно пользуется банковскими картами крымского РНКБ и «материкового» Сбера, который так и не дошел до Крыма, тем не менее и они оказались бесполезными из-за ограничений зарубежных переводов. Столкнувшись с финансовыми трудностями, студент обратился за помощью к вузу. Ему не отказали, тем не менее и решительных действий не предприняли.
По глобальной сети Интернет с марта распространяются истории о том, как вузы в иных городах России помогают иностранным студентам, оставшимся без материальной помощи родителей: их обеспечивают продуктовыми наборами, помогают с трудоустройством, приостанавливают плату за общежитие. В некоторых городах университеты сотрудничают с банками для поиска вариантов получения средств из иных стран. Кадрол внимательно слушал, тем не менее признался, что все, что он смог получить – выплата для иногородних. И это ещё в 2021 году. Около пяти тысяч рублей ему перечислили, обещав повторное зачисление через полгода, тем не менее деньги на счёт больше не поступали.
Для получения иных льгот, по сказанным им словам, требуются доказывающие документы от членов семьи: сведения о родителях, братьях и сестрах, тем не менее запрашивать данные документы долго и сложно, а их перевод и нотариальное заверение стоит больших денег.
Кадрол рассказал, что его соотечественники из Москвы изредка получают деньги через сотрудников дипслужбы Конго в России: в родной стране они встречаются с родителями студентов и потом привозят в Россию. Так при помощи знакомого Кадрол смог получить от семьи 10 тысяч рублей.
В итоге, молодой человек начал пробовать обеспечить себя сам. Подрабатывает моделью. Работу нельзя назвать стабильной. Тем не менее учитывая сложности, ему, кажется, нравится в России, тем не менее после окончания университета конголезец планирует переехать туда, где специалисты в области связей с общественностью и международных отношений будут более востребованы.
Уехали, чтобы вернуться
Большинство иностранных студентов в Крыму проходят обучение в медицинской академии им. Георгиевского КФУ: порядка 2 500 человек из 43 стран мира.
Отправляя детей учиться заграницу, родители заранее рассчитывают бюджет, кто как может. Согласно заявлению председателя совета обучающихся международного медицинского факультета КФУ Самра Махмуда Абделфаттаха, первокурсники приезжают в чужую страну сразу с большой суммой: это деньги на обучение, плата за общежитие и на личные расходы.
После начала спецоперации на Украине семьи иностранных студентов отреагировали незамедлительно – переживали, просили вернуться домой, думали, опасно оставлять своих детей в Крыму. Махмуд не назвал количество студентов, которые покинули Россию в первые недели конфликта, пояснил только, что большинство из них – граждане арабских и африканских стран.
Но отъезд не означает отчисление. Студенты продолжили обучение в онлайн-формате, некоторые уже успели успокоиться и вернуться в Крым. Махмуд уверен, что к началу следующего учебного года вернутся и остальные. По сказанным им словам, университет ведет большую работу, чтобы текущая ситуация не повлияла на количество абитуриентов, а продолжающих обучение вуз поддерживает насколько это возможно.
Также, он рассказал, что факультет связывался с банками Крыма и Краснодара, чтобы выяснить, какие есть варианты получать деньги из-за рубежа. Иных мер поддержи со стороны вуза председатель студсовета не назвал, лишь, лукаво улыбнувшись, заметил, что на самом деле есть много разных способов получать иностранные переводы. Тем не менее предпочел не говорить о них. Его также можно понять.
Он сказал, что до сих пор ребята справлялись собственными усилиями. Многие ездили домой на каникулы и возвращались с деньгами. Кто-то занимается репетиторством и подрабатывает неофициально, у иных есть родственники и друзья в России, на чью поддержку можно рассчитывать. В то же время и вуз намного лояльнее стал относиться к оплате за обучение, а стоимость общежития не так велика, чтобы вызывать финансовый коллапс. К примеру, некоторые общежития стоят около девяти тысяч рублей в год и берут оплату вперед.
Также молодой человек заявил, что вуз рассматривает возможность летней подработки для студентов-медиков в поликлиниках. Ранее официальное разрешение на работу в амбулаториях города и общежитиях получили студенты из Афганистана.
Другие и обычные
На наш вопрос, есть ли в университет хотя бы один иностранный студент, который не знает, что делать в сложившейся ситуации и к кому обратиться за помощью, председатель студсовета уверенно заявил, что таких студентов в КФУ нет:
«Двери деканата всегда открыты, а наше международное студенческое сообщество достаточно сплоченное, и никто не останется без поддержки».
Слова Махмуда подтвердила декан международного медфакультета Светлана Смирнова.
«Я могу лишь повторить слова Махмуда. Поскольку он представляет совет обучающихся, то располагает исчерпывающей информацией о ситуации. В любом случае, если бы ситуация того потребовала, КФУ взял бы на себя финансовые обязательства и поддержал студентов», – заверила она.
На улицах крымской столицы темнокожих парней и девушек, приехавших учиться из Пакистана, Индии, стран Африки и Ближнего Востока, не становится меньше. Слова наших собеседников косвенно говорят что иностранцы продолжат приезжать в Россию и Крым за образованием, прогуливаться по торговым центрам, штудировать конспекты в автобусах по дороге на учебу, обсуждать насущное на переменах за кофе. В целом, вести себя как обычные студенты.