| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
20 лет назад – 10 июля 1994 года – в Беларуси и Украине на должности президентов были избраны Александр Лукашенко и Леонид Кучма. Первый так и продолжает руководить республикой, второй – на политической пенсии, но остается наиболее опытным государственным деятелем Украины, единственным её главой, правившим два срока подряд. Сравнение путей двух государств дает все основания утверждать: положение обоих сегодня напрямую зависит от сделанного два десятилетия назад выбора.
Без ретуши и лести
Оба они – политики, а значит, сами по себе не могут быть идеальными, оба они – люди со своими страстями и недостатками. Оба – пришли в судьбоносный для государств момент истории и смогли реально изменить её ход для отдельных народов и социальных групп.
Если вспомнить реалии 1994 года, то поверить, что все это происходило с нами, будет очень сложно. Фактически мы жили на пепелище когда-то могучего СССР, осколки которого утратили не только политическое единство, но и экономические связи. А за этим последовали инфляция, грабительская, по сути, приватизация, обесценивание вкладов, ещё шаг – и реальный голод и угроза гражданской войны.
Стартовые условия прихода Кучмы и Лукашенко к власти были очень схожими. В Украине сложилась ситуация, когда досрочные выборы и Верховной Рады, и главы государства были единственной возможностью избежать повторения московского «черного октября» 93-го. В Беларуси же надо было просто привести институты власти в порядок: должность президента была только введена Конституцией. Леонид Кравчук уступил требованию депутатов и силовиков и согласился пойти на выборы раньше. В Минске – в том числе благодаря активности молодого Лукашенко во главе комиссии по борьбе с коррупцией произошло несколько скандалов, какие дискредитировали тогдашнего лидера Станислава Шушкевича и его окружение (некоторые обвинения, впрочем, сейчас считаются надуманными – так, обвинение в присвоении ящика гвоздей для ремонта дачи, стоившее Шушкевичу кресла главы парламента, называют пустым). Основными соперниками в Украине стали Кравчук, опиравшийся на центр и запад и представитель корпуса «красных директоров» юго-востока, экс-премьер Кучма, в Беларуси – Лукашенко противостоял и Шушкевичу, и премьеру Кебичу, и лидеру националистов Позняку. В итоге, и там и там было два тура, а 10 июля Лукашенко стал президентом Беларуси (80 % голосов «за»), Кучма – Украины (52 %).
Единоличник и маятник
Собственно, в этих результатах голосования уже заложен немалый смысл: в Беларуси политическая система из-за ограниченности территории и относительно малого числа населения куда проще, чем в Украине. Оттого и управлять ситуацией Лукашенко всегда было легче. Чего греха таить: оппозицию в стране поставили в очень незавидные рамки ещё в конце 90-х, в парламенте на практике нет партий, кроме вполне предсказуемых коммунистов и ещё ряда сторонников «всего хорошего» и противников «всего плохого», подавляющее же большинство – директора колхозов и заводов, чиновники разного уровня. Серьезных оппонентов у Лукашенко попросту нет, а все попытки их появления однозначно пресекаются. Оттого и правит Александр Григорьевич безраздельно вот уже два десятка лет.
Но не будем забывать – белорусы реально выбирают Лукашенко. Осмелимся предположить, что не так однозначно – не 75–80 % голосов, но большинство в 55–60 % – точно. В чем секрет успеха? Он прост: Лукашенко удалось создать экономическую систему, которая позволяет обеспечить конкретное число населения достаточно качественным уровнем жизни. Люди стабильно получают зарплату, у них есть социальные гарантии, они не заинтересованы в политике. В чем-то – сбывшаяся мечта обычного советского человека, от которого берут по способностям, а дают – по потребностям. Если сравнить с российской политикой, такой же образ правления и экономической политики был бы в России, если бы в 96-м победил Геннадий Зюганов. Так что, правление Лукашенко – это СССР-light, ведь даже КГБ сохранился. Корень же успеха кроется в значительных экономических льготах в отношениях с Россией, ведь из-за санкций (а они введены Западом за притеснение оппозиции и нарушение демократических норм) белорусская продукция никуда кроме стран бывшего СССР на практике не продается. И сложно сказать, что будет с белорусским «зайчиком» (а там до сих пор миллионы и сотни тысяч – вполне реальная цена на товары) и как таковой белорусской экономикой, если мировой рынок откроется. Так что, живется в Белоруссии неплохо, но других вариантов жизни она просто не видела.
Что же до Кучмы, то в его правление создана экономическая система, при которой слово «олигархи» до сих пор остается ключевым в украинской политике. Обладатели главных богатств и отраслей экономики стали диктовать власти свою волю, а власть становилась их заложником. При этом политическая система в стране прошла свои стадии становления, характерным стало наличие сильной оппозиции (и левой, и правой), постоянные конфликты президента с парламентом, скандалы в высших кабинетах – не только коррупционные, но и криминальные. Противоречия к концу правления Леонида Даниловича стали настолько сильны, что майдан лишь подвел черту под ними. Кстати, окончательный результат того противостояния – 52 % у Ющенко и 44 % у Януковича – точно показал, что основные проблемы страны за 10 лет так решены и не были, просто маятник качнулся в данный раз немного в другую сторону. Экономически, конечно же, Украина не топталась на месте: за десять лет Кучмы при власти страна изменилась, люди приспособились к условиям рынка, но справедливости в распределении богатств, конечно, не было. Маятник же, запущенный в 1994-м, после 2004-го продолжал качаться и в 2010-м, и в 2014-м. Результаты были разными, а вот участники – на практике теми же, воспитанными при Кучме: не только ведь Ющенко, Янукович и Тимошенко, но и Петр Порошенко в свое время успели посидеть на знаменитом диване в кабинете «Данилыча»…
Подводя итог, стоит сказать, что Лукашенко ещё имеет шансы удивить и свою страну, и весь мир, ведь он остается в активной политике (а о склонности к парадоксальным ходам «батьки» хорошо известно). Кучма же может удостовериться, что его фраза о том, что он также желает увидеть «Украину без Кучмы» стала не только крылатой, но и очень знаковой. И то, каким будет будущее этой страны – сейчас не может предсказать ни сам её бывший правитель, ни его ученики.
Николай Карпов
На фото vinnitca.info: первая инаугурация Леонида Кучмы состоялась 19 июля 1994 года По материалам информационного агентства Крымская газета |