| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
О своей поистине непростой работе «Газете» рассказал московский каскадер Вячеслав Карташев
В Севастополе состоялся XV Международный фестиваль профессиональных каскадеров «Прометей». На грандиозном шоу, которое, возможно, будет проходить в городе-герое и в следующем году, свое мастерство продемонстрировали команды из Сербии, Белоруссии, Франции, Испании, России, а также из Украины (Одессы). Прыжки без страховки с высоты 80 метров, сальто на автомобилях и мотоциклах, длительное горение человека и многое другое – уникальное зрелище, устраиваемое в России с 1998 года, не оставило зрителей равнодушным. Тем более что многие показанные трюки уже занесены в Книгу рекордов Гиннеса... Вдохновившись этим событием, «Газета» пообщалась с московским каскадером, актером Вячеславом Карташевым, который отдал работе в кино 23 года и, пожалуй, знает о риске все.
О себе Вячеслав рассказывает просто: «Как у всех в СССР: родился, учился, женился, развелся... А как в кино пришел в 1991 году, так и понеслось». Самым интересным проектом называет участие в приключенческом боевике «Код апокалипсиса», где сыграли наша «няня» Анастасия Заворотнюк и швейцарец Венсан Перес. Фильм, который, судя по отзывам, можно легко принять за добротный голливудский блокбастер, получился довольно зрелищным – конечно, не в последнюю очередь благодаря трюкам (особенно со взрывами).
В «Прометее», кстати, Вячеслав участвовал несколько раз. Говорит, уровень наших мастеров там ничуть не хуже, а порой и лучше иностранных специалистов. А по поводу шампанского признается: да, уважает, ещё как!
– Психологи говорят: людей, идущих в каскадеры, можно разделить на два типа: первый – это те, кто испытывает постоянное неутолимое желание рисковать, второй – те, кто желает повысить свой социальный и материальный статус. А к какому типу относитесь вы?
– Я всегда желал в кино попасть. И когда узнал, что набирают группу в школу каскадеров, не думал ни секунды. Скорее, мне нравится адреналин. Хотя и статус не последнее дело.
– Вы умеете обращаться с огнем, оружием и спецэффектами, ездить на лошади, выполняете подводные трюки, участвуете в сценах с драками и фехтованием... Получается, каскадер должен быть универсалом? И всему этому возможно научиться, например, в московской школе каскадеров «Трюк», где обучались вы сами?
– Я и вправду учился в школе каскадеров «Трюк». Тем Не Менее это было давно, теперь не знаю, существует ли она (видимо, существует, во всяком случае, в Интернете есть сайт этого учреждения, тем не менее сейчас оно называется Российский центр каскадеров «Трюк». – Авт.). У каждого каскадера есть своя специализация, мастерство, то, что получается лучше всего. Кто-то лучше всех фехтует, кто-то на высоте работает, кто-то на лошади скачет. Тем Не Менее при этом все владеют универсальным комплексом.
– Наверняка существуют требования по физической подготовке... А ещё моральный настрой...
– Никаких особых требований не было. Просто те, кто не способен к трюковой работе, быстро отсеивались сами.
– Какие трюки даются сложнее всего? Вы сами часто рисковали?
– Самые сложные трюки – со стихиями, какие очень непредсказуемы. Огонь, вода... Ещё с животными. Сюда же можно отнести работу на высоте. Нет, рисковал я нечасто. Обгорал несколько раз во время трюка «Горение», тем не менее ничего серьезного.
– Насколько сегодня востребована профессия каскадера, учитывая, что кино все активнее обрастает компьютерными технологиями, а значит, можно «нарисовать» любой трюк?
– В нашем кино не настолько распространена компьютерная графика, поэтому работаем по старинке. А профессия каскадера востребована, тем не менее все же не так, как хотелось бы.
– А каков на сегодняшний день уровень постановки трюков в России по сравнению с другими странами?
– У нас всегда уровень постановки отличался. На Западе все компьютеризировано, все риски просчитаны, дорогостоящее оборудование, а у нас все проще. Чаще расчеты заменяют опыт и интуиция. Ну и тщательная подготовка.
– Кстати, как вы относитесь к тому, что актеры сами берутся выполнять опасные трюки?
– Отрицательно отношусь. Все-таки каждый должен заниматься своим делом. Был такой актер Урбанский. Снимался в фильме «Коммунист» в главной роли. После этого в СССР находился на пике славы. И когда он решил сам сделать трюк – прыгнуть на джипе через бархан – ему никто не посмел отказать. Вот и прыгнул. Насмерть.
Великий актер, режиссер, каскадер Андрей Ростоцкий, мой учитель, также погиб на съемках.
Правда, не во время трюка: он сорвался со скалы, когда искал место для камеры... Зачем было самому лезть, рисковать? Огромная потеря для нас.
– Вы ещё и возглавляете собственное эротическое трюковое шоу...
– В лихие 90-е российское кино переживало упадок. Рухнул железный занавес, и на кинорынок хлынул поток западных фильмов. От шедевров до откровенной чернухи. Советские фильмы стали никому не нужны, многие работники кино остались без средств к существованию. В том числе и каскадеры – сотни здоровых, тренированных мужиков. Кто-то пошел работать в милицию, кто-то в бандиты, я выбрал шоу-бизнес. Сначала мы чисто мужским коллективом делали на сцене просто трюки. Тем Не Менее выступление получалось коротким и дорогим. Нам поставили условие: добавить эротики, красивых обнаженных девушек. Так и появилось трюковое шоу «Каскад». С ним я объехал полстраны с гастролями. С удовольствием побывал бы в Крыму.
Беседовала Кристина Безумнова
На фото: каскадер Вячеслав Карташев По материалам информационного агентства Крымская газета |