Но история его создания началась больше двух веков назад
Ботаническому саду главного крымского университета исполнилось десять лет. За это время симферопольский парк «Салгирка», большую часть территории которого занимает сад, превратился в настоящий цветущий оазис. Впрочем, создатели сада начинали не на пустом месте – у «Салгирки» давняя история.
Имение в глуши
Первым данный уголок Симферополя (точнее, тогда это ещё была загородная территория, настоящая глушь, здесь располагался хутор Михайловский) начал благоустраивать и обживать академик Петер Симон Паллас. В 1802 году он купил здесь усадьбу и разбил сад. Имение занимало 48 гектаров, учёный назвал его Каролиновкой – в честь своей супруги Каролины Ивановны, бывшей императорской актрисы. В усадьбе были астрофизическая лаборатория, огромная библиотека, конюшня. На территории имения посадили дубы, платаны, ели (некоторые из этих деревьев сохранились до сих пор). В 1811 году Паллас умер, и Каролина Ивановна осталось хозяйкой имения. Но её финансовые дела были плохи, ей пришлось продать многие ценные вещи (картины, мебель, фарфор), и все равно это не исправило положения. Супруге академика даже пришлось обратиться в Таврический приют общественного призрения с просьбой выплатить ей четырехгодичное содержание под залог имения. Затем долгие годы усадьба постоянно находилась под угрозой продажи и в 1824 году наконец перешла во владение таврического губернатора Дмитрия Нарышкина и его семейства. С помощью генерал-губернатора Новороссийского края Михаила Воронцова для Нарышкиных был построен загородный дворец – полутораэтажный особняк вблизи усадьбы Палласа, а рядом – кухонный корпус, стилизованный под Бахчисарайский дворец и имевший крытую галерею для доставки пищи в дом. Особняк был украшен великолепной мебелью, светильниками и вазами, скульптурами и картинами. Перед входом в него были разбиты оранжереи с цветами.
Воронцовский дом
В 1830-х хозяином имения стал князь Воронцов – после реконструкции он сделал здесь свою симферопольскую резиденцию – и дом в парке «Салгирка» с тех пор называется Воронцовским. При Воронцове в «Салгирке» посадили каштановую аллею, ореховую рощу, аллею из туи. Перед юго-западным фасадом дома была построена крытая застекленная галерея, в которой находился зимний сад. После смерти Воронцова имение перешло к его единственному сыну. В это время здесь было посажено множество фруктовых деревьев.
В конце XIX века имение несколько раз меняло хозяев, пока в 1895 его не выкупили власти. В этом же году здесь была создана «Школа садоводства, огородничества и виноградарства» Министерства земледелия России. В школе готовили и квалифицированных садоводов (из числа народных учителей), и садовых рабочих. Приняли решение «допускать в школу неграмотных» с целью обучить уходу за фруктами и их упаковке для продажи. В 1913-м в доме Воронцова организовали помологическую станцию. Она проработала 12 лет, и за это время в «Салгирке» высадили около 100 сортов деревьев и кустарников. В послереволюционные годы в доме Воронцова размещалась кафедра лесоводства Таврического университета, которую возглавлял известнейший русский учёный лесовод Георгий Морозов. С 1920 года в бывшем салгирском имении расположились областная плодоводческая станция и станция защиты растений. Сам парк в это время официально назывался «Аполло», позднее его желали было переименовать в Первомайскую рощу, тем не менее, к счастью, этого не произошло. С 1931-го по 1961-й парк находился в ведении Крымского сельскохозяйственного института (нынешний агротехнологический университет), а когда сельхозинститут перевели за город, «Салгирку» передали пединституту – нынешнему Таврическому университету.
КСТАТИ
Послевоенные львы
Во время оккупации Крыма в доме Воронцова находился немецкий госпиталь, на территории имения было немецкое кладбище. После окончания войны дом отремонтировали – кстати, именно тогда у входа появились лежащие львы. Прежде на их месте были мраморные шары, а львов перевезли от другого симферопольского особняка.
Татьяна Шевченко
Фото crimean-center.com: лев, лежащий у входа в дом Воронцова