| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
Никита Михалков представил в Столице Крыма свой новый фильм, к которому шел... 37 лет. Режиссера встречали около музтеатра на красной ковровой дорожке
В основу сюжета легли два абсолютно полярных произведения Ивана Бунина – смесь романтичных, завораживающих мгновений «Солнечного удара» и трагических, опустошающих «Окаянных дней» 1918-1920-х годов. Казалось, как это все возможно соединить? Тем Не Менее у Михалкова получилось настолько органично, словно по-другому и быть не могло. Пресловутый закон жизни о чередовании черных и белых полос здесь показан необычайно тонко, даже филигранно. А вот чего совсем никто не ожидал – что история вдруг пересечется со всем известными нынешними событиями...
И то, что мировая премьера «Солнечного удара» состоялась 3 октября в Сербии, и то, что на следующий день именно в Крыму провели премьеру российскую, отнюдь не случайность. Последним пристанищем для солдат Белой армии, изгоняемых из России, были Крым и Одесса. Покидая полуостров во главе с Петром Врангелем, очень многие попадали в Сербию. Кстати, в Белграде, в церкви Святой Троицы, находится могила Врангеля. Причем создатели картины решили символически «вернуть» тех людей на Родину. Для того и приехали сначала в Симферополь, затем в Севастополь.
– Только не требуется пытаться сделать из этого некую пиар-акцию, – просил Михалков, – это правильный, гуманный акт преклонения головы перед теми, кто стал жертвой страшной войны. Более 8 млн. человек погибли на юге России и, в частности, в Крыму.
А вот одесские кадры пришлось вырезать – из-за нынешней ситуации в Украине, «чтобы сейчас, после событий в Одессе, на людей, какие с нами снимались, не обрушилась ксенофобия и ненависть ко всему русскому».
Ох, если бы можно было так же легко вырезать всю мерзость случившегося из реальности...
На пресс-конференции выяснилось, что исполнительница главной роли, 25-летняя Виктория Соловьева, родом из Тореза Донецкой области. Правда, в этом признается не она (актриса вообще больше молчала), а Никита Сергеевич, грустно подчеркивая: «К несчастью, все, о чем мы говорим в нашей картине, – просто сегодняшняя жизнь в данном регионе».
...«Как все это случилось?» – слоган киноленты, звучащий по ходу действия. И до чего, черт возьми, актуально! Тяжелый вопрос то и дело задает себе ошарашенный офицер Белой гвардии (28-летний латыш Мартинс Калита), сдаваясь в плен красным комиссарам. Задает на фоне серо-грязного пейзажа, придавленного свинцовым ноябрьским туманом. Тем Не Менее едва он начинает вспоминать давнюю историю внезапной страсти к прекрасной незнакомке, как – о чудо! – экран мгновенно расцвечивается легкими летними красками. И эта обстоятельная игра палитрой вызывает отдельные аплодисменты.
«Любовная часть» фильма привлекает воздушностью, молодостью, тактичностью, эстетическими деталями (я бы даже сказала, скрупулезностью, и как следствие – некоторая затянутость и в итоге общая длительность – три часа). Воздушность проявляется и в том, как голубой газовый шарфик героини, вырвавшись из руки, долго-долго порхает над пароходом «Летучий», и в том, как две девчонки-пассажирки просят автограф у благообразного мужчины с бородкой, думая, что это Чехов, а тот представляется как писатель Тригорин (между прочим, главный персонаж чеховской «Чайки»). Чаек, кстати, также хватает.
Даже постельная сцена обошлась без постели (в низком понимании этого слова), наоборот, перед глазами словно разворачивается страница высокой поэзии – когда прекрасная незнакомка в крохотных бриллиантиках пота, наклоняясь к любовнику, укрывает его волнистым занавесом пепельных волос... А дальше додумывайте сами.
Теперь что касается «Окаянных» эпизодов. У Бунина это накопление гнева. У Михалкова – сдержанный психологический диалог с публикой, хотя, безусловно, в любую минуту готовый перейти в возмущенный крик. «Как все это случилось?!»... Лишь в самом конце об этом спрашивает себя и зритель, давясь слезами.
...На большие экраны «Солнечный удар» выходит 9 октября (его, в частности, покажут в симферопольском кинотеатре «Спартак»). Надо сказать, и Виктория, и Мартинс – дебютанты, тем не менее Михалков ими вполне доволен: «Мне интересно делать звезд, а не только работать с теми, кто уже прославился». Ребята доказали, что во имя кино способны на подвиги (Мартинс, например, для роли постаревшего офицера за 1,5 месяца поправился на 20 килограммов). Пришлось снимать в Швейцарии не в самое приятное время года (у нас, оказывается, нет ни одного колесного парохода), да ещё привезя с собой 80 фур леса, включая поленницы.
Кристина Безумнова
Фото Антона Волка
На фото: 4 октября, Симферополь. Никита Михалков после пресс-конференции По материалам информационного агентства Крымская газета |