8 октября на «правительственном часе» в Госдуме по информации министра экономического развития РФ А.В. Улюкаева выступил депутат фракции КПРФ Н.В. Коломейцев.
Н.В. Коломейцев:
- Уважаемый Алексей Валентинович, вы один из немногих федеральных чиновников, который имеет опыт работы: первого заместителя Министра финансов, первого заместителя Центробанка, сегодня вы Министр экономического развития. Как бы вы понимаете уровень принятия решений всеми теми, кто определяет нынешнюю политику.
Обратите внимание, у нас ставка ФРС - 0,25, ставка ЕЦБ - 0,05, ставка японского Центробанка - 0,1, ну, ставка, единственное, в Великобритании 0,5 процента.
У нас ключевая ставка, так называемая, восемь. В то же время у нас задолженность регионов 2 триллиона, поселкового хозяйства - 2 триллиона и монетизация экономики у нас минимальная из всех названных стран.
Почему у вас нет предложения о том, чтобы всё же монетизацию экономики повысить, ставку понизить, иначе мы с вами никогда из вот этого круговорота не выйдем, это же взаимосвязанные вещи. У нас есть колоссальное недофинансирование экономики, которое влечёт за собой всё остальное.
А.В. Улюкаев:
- Однако, почему вы считаете, что мы не ставим этих вопросов? Мы их ставим, а увеличение... Деньги любят тишину. А увеличение степени монетизации, конечно, это и денежная база, увеличение денежной базы и увеличение денежной массы.
И то, что я говорил с трибуны, может быть, я говорил скороговоркой, однако вот системы развития проектного финансирования, системы изменения порядка рефинансирования Банка России, то, что Банк России сейчас может давать трёхлетнее рефинансирование, и вот как мы сейчас только что говорили по особо льготным условиям, что его баланс сейчас сразу увеличился примерно до 6 триллионов рублей, это то, что он даёт банкам. А банки, применяя мультипликаторы, дают больше средств в экономику. Конечно, хотелось бы быстрее.
Но я вам скажу, что если мы сохраним данный уровень 15 процентов роста кредита в этом и следующем году, это будет очень не плохо, номинальный рост кредита. Надо понимать, что существуют большие риски, конечно. Банкиры также должны проводить здесь политику разумную, потому что они не могут рисковать, ну, самой структурой и соответственно средствами депозитёров и так далее.
Мы видим, что депозитёры сейчас весьма ограничено себя ведут в условиях девальвационных эффектов. Это всё делает такую конструкцию, ну, как бы сказать, хрупкой довольно.
Поэтому мы должны, безусловно, преследовать все данные меры. Мы должны стремиться к снижению ставки, а самое главное к увеличению объёма предложения и мы это делаем.
Сравнение же нас со Штатами и Европой, оно неправильное, потому что те борются за инфляцию, а мы против инфляции. Значит, и поэтому, если мы сравним себя, например, с Индией и Бразилией странами, сходными странами и социальными рисками, мы увидим, что у них ставки, ключевая ставка ещё выше. Это не оправдание того, что наша ставка, она и вправду слишком велика, однако она учитывает всю совокупность рисков, какие существуют в макроэкономике.
По материалам сайта КПРФ