| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Проект бюджета Московской области на 2015 год и плановый промежуток времени 2016 - 2017 годов, благополучно преодолев процесс согласований в региональном правительстве, попал на рассмотрение в областной парламент.
Снижение темпов экономического роста, введенные меры, сокращение инвестиций и возрастающая инфляция - это проблемные для бюджета вопросы. Какие в данных условиях, ключевые направления развития заложены в бюджете и чувствуют ли власти региона ответственность по уже принятым на себя социальным обязательствам, попробуем выяснить, рассмотрев главный финансовый документ области.
Помочь разобраться с этим массивом цифр мы попросили директора ЗАО «Совхоз им. Ленина», заслуженного работника поселкового хозяйства Российской Федерации, заместителя председателя Комитета Торгово-промышленной палаты по аграрным вопросам, депутата Мособлдумы трёх созывов - заместителя председателя Комитета по экономической политике Мособлдумы (1997-2011гг.) Павла Николаевича Грудинина.
Согласно проекту, общий объём доходов регионального бюджета в 2015 году составит 355,942 миллиарда рублей. Общий объём расходов - 391,870 миллиарда рублей, дефицит – 35,928 миллиарда рублей.
«В прогнозном плане бюджет на 2015 год смотрелся более оптимистично. А снижение доходов бюджета говорит о недостаточной инвестиционной политике, - комментирует Павел Грудинин. - В условиях снижения темпов развития экономики, многие предприятия банкротятся, приостанавливают свою деятельность, либо просто не имеют возможности нормально развиваться. Это напрямую влияет и на бюджет субъекта Российской Федерации, в частности на бюджет Подмосковья, наполняемость которого в первую очередь зависит от сбора налогов».
Соответственно чем меньше предприятий будет функционировать на территории Московской области, тем меньше людей будет занято на производстве. В результате чего бюджет не досчитается определенной суммы налоговых поступлений.
Плюс административное давление на бизнес, которое в последствие также приведет к проблемам налогообложения. Ведь при увеличении сроков прохождения инвестиционных проектов, казна области лишается немалого количества налоговых поступлений.
«Увеличение административных препон, это, прежде всего, удар по бюджету, - подтверждает Павел Николаевич, - нарушается бюджетное обеспечение. Чем быстрее бизнес начнет работать, тем больше налогов он заплатит. В данном бюджете предусмотрено сокращение налоговых поступлений, плюс уменьшение ассигнований со стороны Российской Федерации».
Недоумение вызвал заложенный Минфином области при расчете бюджета коэффициент-дефлятор равный 5,1%. И это при том, что ещё в августе 2014 года, по данным Росстата, инфляция в России была 7,6%, а к 2015 году её размер прогнозируется на уровне 8,2%. Депутаты-коммунисты обратили на данный факт внимание министра финансов региона Антона Котякова, который уверил, что это «недоразумение» обязательно будет исправлено.
«Для того чтобы сохранить ассигнования по тем или иным статьям бюджета на уровне предыдущего года используется коэффициент-дефлятор, - объясняет Павел Николаевич, - который равен предполагаемому уровню плановой инфляции. То есть, если инфляция ожидается на уровне 8%, то сумму ассигнований требуется умножить на 1,08. Из данного проекта бюджета сразу видно, что коэффициент-дефлятор здесь не использовался».
По словам вице-губернатора региона Ильдара Габдрахманова и министра финансов Антона Котякова бюджет области по-прежнему остается социально-ориентированным и расходы на это направление составят порядка 76%. В число приоритетных направлений, по их мнению, входят задачи поставленные президентом России и идеология лидерства, представленная губернатором области, а именно: сфера образования и здравоохранения, переселение граждан из аварийного жилья, возведение и ремонт дорог, а также градостроительная политика.
«Уменьшение ассигнований на ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО), здравоохранение и социальное обеспечение нельзя отнести к признакам социального бюджета, - говорит Павел Николаевич, - к тому же, надо понимать, что не все социальные расходы являются социальными. Если, например, за счёт бюджета, чиновнику лечат ногу за рубежом за огромные деньги, а врач или учитель с такой же проблемой идут в местную больницу и платят за лечение из личных средств, то это, на мой взгляд, несоциальный бюджет».
И и вправду, данный документ больше похож на воплощение недостаточно продуманного социально-экономического курса властей области, какие пытаются сохранить видимость безусловного исполнения взятых на себя социальных обязательств перед гражданами Подмосковья. В условиях разворачивающегося кризиса, когда поддержка социальных структур является определяющей, представленный бюджет по многим показателям снижает уровень социальных гарантий.
Так, по сравнению с 2014 годом, расходы областного бюджета на здравоохранение снижаются на 9 млрд рублей, и вместо 77 млрд в текущем году, в 2015 правительство решило сэкономить на здоровье областных жителей, заложив лишь 68 млрд, и это без учета инфляции. Данная тенденция с сокращением финансирования продолжится и в 2016-2017 годах.
Расходы на образование, согласно проекту бюджета, выросли лишь на уровень инфляции со 104 млрд до 113 млрд, то есть по факту, все останется на уровне 2014 года.
А вот увеличение расходов на социальную политику, столь минимальны, что не покрывают даже плановой инфляции. Данный факт говорит о том, что при неумолимо растущих ценах, тарифах на коммуналку и различных налогах, рост пенсий и других социальных выплат ни при каких обстоятельствах не сможет выиграть данную гонку.
Не меньше вопросов связано с расходами на финансирование ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО), какие сократились с 11 до 7 млрд. рублей, а в 2016-2017 годах произойдет дальнейшее сокращение до 4 млрд, что в условиях крайне высокой степени износа жилищной инфраструктуры и коммунальных сетей неминуемо приведет к росту ветхого жилья и авариям в системе ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО). И уже в ближайшем будущем область рискует столкнуться со стремительным ростом аварий в теплосетях, обусловленных чрезмерным износом основных фондов.
В условиях, когда ветхий фонд жилья лишь увеличивается, столь значимое сокращение расходов на ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) спровоцирует ещё большее ухудшение ситуации в данной сфере. И это происходит в условиях, когда количество людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий растет, а большинство граждан не могут его себе позволить даже с учетом ипотеки.
Что же касается, ещё одного из «приоритетных» направлений регионального правительства, а именно дорожного хозяйства, то расходы на него сократились более чем в два раза с 58 до 27 млрд рублей. «Это говорит лишь о том, что новые дороги в области строиться не будут, а с ремонтом и содержанием старых возникнут проблемы», - констатирует Павел Грудинин.
Вслед за «приоритетными» направлениями, серьезные опасения вызывает резкое урезание расходов на поддержку экономики. С 81,6 млрд в 2014 году, до 46,7 млрд рублей в 2015.
«Столь резкое сокращение расходов на поддержание национальной экономики, показывает, что правительством области запланированы недостаточно эффективные меры борьбы с кризисом. В условиях нарастающей экономической стагнации в стране, сокращение ассигнований по основным статьям этого направления, грозит обернуться спадом областной экономики», - комментирует Павел Николаевич.
Несмотря на рекомендации федеральных властей об увеличении финансирования государственной программы развития поселкового хозяйства, в связи с решением задач импортозамещения, в областном бюджете предусмотрено лишь сокращение расходов на село с 3,6 млрд рублей в 2014 году до 2,3 млрд рублей в 2015 году.
Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы Александр Наумов на заседании фракции задал вопрос министру финансов области Антону Котякову, с чем связано урезание расходов на агропромышленный комплекс при весьма внушительном их увеличении на госпрограмму «Эффективная власть».
При этом Минфин области, по непонятным причинам, прогнозирует «постепенный рост производства сельскохозяйственной продукции» за счёт частных инвестиций.
«Сокращение расходов на сельское хозяйство, - говорит П.Н. Грудинин, - можно объяснить только тем, что правительство региона не считает развитие села приоритетом государственной политики в Подмосковье.
По информации Аграрного сообщества, Московская область находится на предпоследнем месте по количеству инвестиций в сельское хозяйство. По сравнению с Белгородской, Воронежской и другими областями, Московская область существенно проигрывает, как в инвестиционной привлекательности, так и в суммах поддержки, выделенных из бюджетов субъектов Федерации. Это приводит к уменьшению федеральных ассигнований в бюджет субъекта. Срабатывает принцип софинансирования. Чем меньше денег, вкладывает в развитие субъект, в данном случае Московская область, тем меньше выделяет Федерация.
С такой «серьезной поддержкой» надеяться на бурное развитие поселкового хозяйства Подмосковья не приходится. А в условиях санкций, жителей области, да и России в целом, ожидает массовый поток сельхозпродукции из Белоруссии, руководство которой уже заявило об увеличении ассигнований на молочную отрасль на 8 млрд рублей. Также можно ожидать поступления на территорию России белорусских устриц, лимонов и пармезана, и совершенно не важно, что данные продукты никогда там не производились».
И и вправду, при таком снижении ассигнований на экономику бессмысленно рассчитывать на улучшение экономической ситуации, обновление промышленного производства, рост производительности труда и реализацию программы импортозамещения.
«Бюджет это главный закон Московской области. Из приоритетов, какие заложены в бюджете, можно понять в каком направлении движется область, какие перед собой ставит задачи. К сожалению, в данном бюджете не видно приоритетов опережающего развития», - подводит итог Павел Николаевич.
В связи с этим вызывает недоумение увеличение расходов на госслужбу. Также не ясно, по какой причине расходы на СМИ превышают расходы на развитие поселкового хозяйства. Ведь именно сельское хозяйство приносит пользу всей области, как в виде продукции, так и налогов, а СМИ работают лишь на имидж областной власти.
Видимо, это тоже реализация «идеологии лидерства» - народ должен знать, что в области полным ходом идёт развитие, жизнь улучшается, а без СМИ с этой задачей не справиться. И вместо вложений в будущее области - в людей, какие впоследствии сделают его более светлым, в национальную экономику, власти инвестируют средства в помпезные проекты, отдача от которых весьма призрачна. Уверовать в человеческий капитал, власть имущим, видимо, не дает долгосрочность таких вложений. Тем Не Менее от этого они не перестают быть самыми важными и весомыми. А пока основным государственным приоритетом области остается внешний эффект.
Фракция КПРФ в Мособлдуме не согласна с расставленными в бюджете акцентами и готовит поправки в главный финансовый документ области. Посмотрим, готовы ли власти области к диалогу с оппозицией… По материалам сайта КПРФ |