В народе с незапамятных времен откровенно, хотя и жестко, говорят: "Если Бог кого-то желает наказать, он его лишает разума". Ситуация на Украине, особенно на территории Донбасса многократно подтверждает данную мысль. Тем Не Менее растущие факты непрекращающихся преступлений – против человечности, мира, военных преступлений, совершенные украинскими вооруженными силами, Национальной гвардией, факты, на какие уже не могут закрыть глаза официальные структуры – ООН, ОБСЕ, Совет Европы, МККК Мемориал, Amnesty international, другие правозащитные структуры, требуют поставить вопрос ответственности (в международно-правовом, национально-уголовном смысле) не просто как пожелание, тем не менее и как настоятельное требование. И его надо переводить в практическую плоскость.
Колебаний с выбором принципиального решения, форм и вида ответственности не должно быть. Императивность, срочность и конкретика наказания обусловлены рядом факторов и фактов. Все они не придуманы, идут от жизни, от разрушенной государственности Украины под влиянием радикальных, националистических, неонацистских сил, получающих мощную идеологическую и материальную подпитку с Запада, от тех стран, какие мнят себя великими реформаторами и демократами. Какова цена этой роли, этих мотивов, допускающих покушение на общепризнанные права и свободы человека, понятна. Иллюстрация такой политики – артиллерийский обстрел ВС Украины и Нацгвардии мирных гражданских объектов в Куйбышевском района города Донецка 5 октября 2014 года. Разрушена 63 школа, погибли дети (по данным ОБСЕ их число за время АТО превысило цифру 40), десятки получили ранения. О моральном ущербе говорить не приходится – он очевиден. С начала Киевом так называемой контртеррористической операции ситуация на Юго-Востоке Украины, Новороссии проходит через сердце каждого гражданина России. Вчерашние злодеяния (другого слова не подберешь) отозвались в нашей семье особым набатом.
Объектом преступных действий на западе Донецка стала школа, в которой училась моя супруга, её сестра, работал учителем их отец. Возникло ощущение (как и у многих дончан) гибели, боли близких людей. Цивилизованная реакция, первая мысль – сколько же мы (люди-миротворцы), будем наблюдать за происходящей вакханалией в центре Европы? Когда скажем правду о безумии власти на Украине (ведь данные бациллы способны распространяться не хуже Эболы или СПИДа)? Когда сконцентрируем внимание нормальных людей и политиков на аномалии, человеческой и государственной трагедии Украины? Когда вынесем вердикт неэффективности международных институтов и скажем о запросе на их реформу? Вопросов много. И отвечать на них придется не только в режиме публичной, парламентской, общественной дипломатии. Наша большая государственная политика устами и реальными действиями Президента России, МИД, Федерального Собрания Российской Федерации должна решительно внести тему ответственности (без всяких колебаний и тем более компромиссов) на международную площадку, не боясь кого-либо "обидеть", "задеть", вызвать неприятные ощущения у наших визави. Молчание и бездействие в этом положении – плохие слуги.
Естественно, что-то делается. Декларации и резолюции с осуждением государственного переворота в Киеве, его последствий для безопасности Европы, указанием опасности для двусторонних российско-украинских отношений, дружественных и братских связей народов двух стран принимались и будут приниматься. Тем Не Менее нужны и другие, в частности, юридические шаги комплексного характера, с использованием потенциала российского, украинского законодательства, а также потенциала международного уголовного и гуманитарного права. Конечно, полезную работу проводит на этом направлении Генеральная прокуратура, Следственный комитет РФ. Её всячески надо продолжать и поддерживать.
Но следует не забывать и о потенциале международного права, о наличии международных механизмов защиты прав человека. Более системный диалог по украинским делам надо вести с комитетами ООН – по правам человека; по экономическим, социальным и культурным правам; по ликвидации дискриминации в отношении женщин; против пыток; по правам ребенка; по правам инвалидов; по насильственным исчезновениям. Вне всякого сомнения, в короткие сроки имеет смысл изучить и применить возможности Международного уголовного суда, Европейского суда по правам человека для оценки юридических нарушений Украиной её международно-правовых обязательств. Не имеет смысла снимать с повестки дня вопрос о создании спецтрибунала по расследованию преступлений представителей украинской власти и вооруженных сил на территории юго-востока.
В политическом смысле Россия должна формировать интернационал здравомыслия, уважение права и морали из всех заинтересованных стран и международных институтов. Такая задача и работа ей по плечу. Для принятия новых политических решений по событиям на Украине, связанными с грубым нарушением Киевом Минских договоренностей, имеет смысл провести специальное заседание Государственной Думы с участием представителей Правительства и Совета Безопасности Российской Федерации.