| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | В пятницу, 12 декабря, конгресс США – Сенат и Палата представителей – приняли «Акт о поддержке свободы Украины» (Ukraine Freedom Support Act of 2014). Документ предусматривает предоставление военной и экономической помощи Киеву, а также открывает возможности для введения новых санкций в отношении Москвы. Ожидается, что «Акт» уже в ближайшее время подпишет президент США Барак Обама.
Вот как выглядят ключевые положения законопроекта:
– Президент США наделяется правом вводить меры против иностранных граждан и компаний, какие инвестируют в проекты российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК) по нетрадиционной добыче нефти, и получает широкие полномочия по введению новых ограничений на экспорт оборудования для российского ТЭКа.
– Президенту США «следует» ввести дополнительные меры против «Газпрома», если «он (президент) решит, что «Газпром» забирает значительные объёмы газа у стран, входящих в НАТО, а также у Украины, Молдавии и Грузии».
– Законопроект обязывает президента США вводить ограничения в отношении компаний российского ВПК (в тексте отдельно упомянут «Рособоронэкспорт»), если Россия поставит вооружения на какую-либо территорию «без соответствующего разрешения со стороны международно-признанного правительства этой страны». Таким образом, поводом для введения санкций может стать размещение вооружений в Крыму, а также сотрудничество Москвы в военной сфере с Абхазией и Южной Осетией.
– Законопроект наделяет США правом отправить на Украину военных консультантов и начать снабжать украинскую армию оружием (в первую очередь противотанковым, бронебойным и стрелковым, а также боеприпасами). На осуществление этих целей властям США разрешается израсходовать $350 млн. Кроме того, исполнительные органы США должны помочь Украине переориентировать военный экспорт с России на другие рынки.
– Законопроект наделил профильные ведомства США правом израсходовать $50 млн на оказание Киеву поддержки при модернизации газотранспортной системы Украины и снижению зависимости от импорта российского газа.
– Ещё $20 млн американские законодатели предлагают потратить на демократизацию системы управления в России, развитие верховенства закона, усиление политических партий и гражданских НКО, расширение доступа россиян в интернет и к независимым СМИ.
– Для борьбы с «российской пропагандой» предлагается существенно увеличить объём вещания радиостанций «Голос Америки» и «Свобода» в странах бывшего СССР.
Надо отметить, что первоначальный вариант «Акта о поддержке свободы Украины» был ещё более жестким.
В частности, в нем содержался пункт о «Кодификации исполнительных указов, введенных в связи с украинским кризисом». Он означал, что введенные президентом США временные меры в отношении России приобретали статус постоянно действующих. Отменить их можно было бы только в одном случае: если президент представил бы Конгрессу доказательства, что Россия отказалась от «организации, поддержки или финансирования актов, направленных на подрыв мира, безопасности, стабильности, суверенитета или территориальной целостности» Украины, Грузии и Молдавии. С учетом позиции США по Крыму это означало бы, что меры вводились бы на десятилетия, если не навсегда.
Кроме того, из итогового текста исчез пункт о наделении Украины, Грузии и Молдавии статусом «основных союзников США вне НАТО».
Тем не менее, законопроект вызвал резкую реакцию в МИДе РФ. Представитель ведомства Александр Лукашевич заявил, что акт подводит «под двусторонние отношения мощную мину, сопоставимую с пресловутой поправкой Джексона – Вэника, которая была принята в 1974 году и несколько десятилетий мешала сотрудничеству».
А глава комитета Госдумы РФ по международным делам Алексей Пушков охарактеризовал американский законопроект как «юридическое оформление новой односторонней холодной войны», цель которой – «отторжение от России тех государств, какие находились с ней в близких отношениях».
Что на деле стоит за принятием «Акта о поддержке свободы Украины», и чем он грозит России?
– Принятие «Акта» говорит о готовности США биться с нами за Украину до конца, – уверен военный эксперт Виктор Мясников. – Полное отторжение Украины и создание в ней военного форпоста НАТО и США наносит сильнейший удар по безопасности России. Напомню, от Луганской области до Москвы – всего 500 километров. Это несколько минут подлетного времени для ракет. В итоге, Россия будет жить с заряженным пистолетом у виска.
Эта цель и объясняет яростные попытки давления на РФ – экономического, дипломатического, психологического – со стороны США. Американцы, по сути, пытаются осадить Россию – превратить её в проигравшую сторону, которая должна знать свое место.
«СП»: – Американцы готовы выделить $350 млн на поставку оружия Киеву. Это много или мало?
– Это вполне достаточная сумма для локальной войны. На данные деньги можно закупить, например, не одну тысячу управляемых ракет. И, в первую очередь, это оружие будет использовано Киевом для наступательных действий.
Украинской президент Петр Порошенко, Минобороны Украины и американские советники, видимо, решили отложить генеральное наступление на Новороссию до весны. Зимой украинская армия воевать не способна, кроме того, Киеву сейчас нужны деньги на поддержку экономики и ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО), чтобы страна банально не замерзла, и на волне недовольства не возник новый Майдан.
Но наступление Киев прочно держит в уме. На днях украинский министр обороны Степан Полторак заявил, что «незалежной» требуется удвоить оборонный бюджет и довести его до трёх млрд долларов, чтобы успешно бороться с «сепаратистами» на Востоке страны. Полторак также заявил, что в 2015 году планируется призвать на службу 45 тысяч человек, а ещё 10 тысяч пойдут служить по контракту.
На деле, все идёт к тому, чтобы к весне подготовить украинскую армию для наступления. Причем сейчас, когда на Украине объявлена четвертая по счету мобилизация, упор делается на призыв в армию специалистов – артиллеристов, танкистов.
Американские $350 млн укладываются в данную концепцию подготовки к войне. Думаю, США не будут тянуть с финансированием, и сразу после Нового года начнут поставки вооружений Украине. А что их требуется ещё освоить, в «незалежную» отправятся американские военные инструкторы. Возможно, к ним добавятся инструкторы из других западных стран. И точно так же, как в Ливии, где в боях негласно участвовали несколько тысяч натовцев, зарубежные воинские контингенты, вероятно, будут подтянуты и на Украину.
«СП»: – Если Киев перейдет в наступление весной, подкрепленный вооружениями и специалистами из США, каковы шансы, что Новороссия выстоит?
– Россия не может позволить создать у себя под боком смертельно опасный плацдарм. Поэтому Новороссия останется.
В данном случае не следует отрывать Новороссию от интересов России, и не следует рассматривать события на Украине как чисто украинские. На деле, идёт сражением между США и РФ, в котором украинцы используются американцами как разменные пешки.
Проиграть в такой ситуации для России означает проиграть будущее. Американцы это прекрасно понимают, и провоцируют РФ на вступление в открытые боевые действия, чтобы окончательно ввергнуть мир в холодную войну, а также нанести непоправимый ущерб не только России, тем не менее и своему главному конкуренту – Евросоюзу. Тогда у США останется только один соперник в мире – Китай. Именно с этой точки зрения требуется рассматривать нынешние события и принятие «Акта о поддержке свободы Украины»…
– Соединенные Штаты в последнее время явно показывали, что не довольны российской политикой, – отмечает доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД РФ, главный редактор журнала «БОЛЬШАЯ ИГРА: политика, бизнес, безопасность в Центральной Азии» Иван Сафранчук. – Барак Обама неоднократно заявлял, что желал бы скорректировать политику РФ. А в выступлениях отдельных представителей Белого дома и множества американских экспертов звучали тезисы о том, что корректировка российской политики взаимосвязана с изменением власти в России. Об этом не говорилось в открытую, тем не менее почти подразумевалось, что, с американской точки зрения, России проводит неправильную политику потому, что у неё неправильное руководство. Эта позиция была всего в полушаге от позиции смены режима в РФ.
С принятием «Акта о поддержке свободы Украины», на мой взгляд, американцы делают ещё шаг в этом направлении. Раньше им не нравилась российская политика, потом – российская власть, а теперь США фактически переходят к тезису, что проблема заключается в России как таковой. Поэтому «Акт» можно трактовать, как перевод РФ в новую категорию – промежуточную между геополитическим соперником и открытым врагом.
Для меня непонятно, почему имеет место постоянная эскалация американской позиции. Никакого существенного ухудшения обстановки на Юго-Востоке Украины нет. Как минимум, там не происходит эскалации конфликта – напротив, постепенно, медленно идёт его деэскалация. Есть и минский процесс, который движется вперед. Почему на этом фоне США фактически переводят нашу страну в разряд врага, а Украину – в разряд друга, который этому врагу противостоит?
Возможно, правы те, кто говорят, что США заинтересованы в дальнейшем обострении ситуации, и провоцируют Россию на все более жесткое поведение. Если так, это означает полный провал внешней политики Барака Обамы, что он не смог иметь дело с более-менее самостоятельной Россией. Оказывается, американскому политическому классу Россия видится либо немым и послушным помощником США, либо открытым врагом. И никакой более-менее самостоятельной роли в мире, которую американцы готовы признать за другими государствами – Китаем, Индией, Францией, Германией – они для России не видят.
Либо, повторюсь, немой и послушный режим в Столице России, либо Россия – открытый враг. Очень странно, что Обама идёт на поводу у такой радикальной точки зрения.
«СП»: – К чему приведет перевод России в категорию «почти врага» США?
– Думаю, США настолько далеко зашли – и на уровне риторики, и на уровне законов, – что процесс ужесточения позиции в отношении РФ почти необратим. Его можно, наверное, заморозить, тем не менее обратить вспять почти невозможно – по крайней мере, в обозримом будущем.
Соединенные Штаты пытаются просто закрыть опцию нормальных отношений с Россией, поэтому говорить с ними остается на самом деле не о чем. Правда, нам есть о чем говорить с Европой, тем не менее Европа на протяжении всего 2014 года не демонстрировала готовности к самостоятельной позиции. Остается надеяться, что европейцы самостоятельность все же проявят…
По материалам сайта КПРФ |