| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Предлагаем вашему вниманию аналитический материал, подготовленный депутатом Госдумы (фракция КПРФ) В.Н. Лихачевым.
Заканчивается политический сезон 2014 г. Он принес массу проблем и для России, и для внешнего мира. Подчас они самым причудливым образом переплетались. В одном случае такая синегирия давала перспективу их решения, в другом создавала дополнительные трудности и сложности. Предстоит важный анализ того, почему миропорядок теряет курс на устойчивость и развитие, почему резко ослаблены институты многосторонней дипломатии (прежде всего система ООН), почему пышным цветом расцвел международно-правовой нигилизм.
Входить в новый 2015 год с его фундаментальными историческими датами – 70-летие Великой Победы над фашистской Германией и её сателлитами, 70-летие создания Организации Объединенных Наций, 40-летие созыва Общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству – с такой критической массой несправедливо и неконструктивно. Нужна, совершенно очевидно, методология, концепция и практика антикризисного действия. Его цель – сохранить все позитивное в международных отношениях и предпринимать меры для его наращивания перед вызовами и угрозами геополитики и геоэкономики. Готова ли к такой работе (интенсивной, многовекторной) дипломатия России? Много факторов говорят в пользу положительного ответа. Да, готова.
И с точки зрения доктринальной (разработана и запущена в действие Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г.), кадровой (подготовка специалистов в рамках МГИМО, Дипакадемии МИД РФ, других учебных заведений гг.Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Воронежа, Ростова-на-Дону и т.д.), научно-методологической (отметим в этом ключе деятельность АН РФ, РАНХ и ГС, российской Ассоциации международного права, российской Ассоциации содействия ООН). Подтверждением служат и конкретные достижения – создание Евразийского экономического союза, укрепление международных структур (БРИКС, ШОС, СНГ, Союзное государство России и Беларусь), международно-правовое обоснование присоединения к РФ Крыма, совершенствование режимов разоружения и нераспространения, защита прав человека в конфликте на Украине и т.д.
В плюсе и процесс идентификации различных акторов международной активности РФ и усиление их связей друг с другом (речь идёт о дипломатии официальной, парламентской, публичной, регионов, бизнес-сообщества и других субъектов). Особое место между них занимает, естественно, Министерство иностранных дел Российской Федерации. Обладая профессиональным составом сотрудников, разветвленной сетью загранучреждений, ориентируясь на принципы патриотизма и прагматизма, МИД, как правило, проявляет высокий уровень интеллектуального и политико-волевого потенциала. А это приобретает особое значение в современных условиях санкционных и дискриминационных атак на Россию в духе реанимируемых приемов холодной войны.
Вместе с тем, увеличение политической и прикладной роли МИД требует решения ряда неотложных задач. Назовем некоторые. Они должны быть донесены до компетентных федеральных структур – Администрации Президента, Правительства, Федерального Собрания, Совета Безопасности России. Во-первых, принятие федерального закона о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе, постоянном наблюдателе Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве), призванного регламентировать правовой статус послов (постоянных представителей Российской Федерации), усилить их социальную защищенность и повысить престиж дипломатической службы.
Во-вторых, обеспечение национальных интересов Российской Федерации в глобальном масштабе требует расширения географии её дипломатического и консульского присутствия, открытия новых загранучреждений, в первую очередь на пространстве СНГ, что невозможно без организационно-штатного укрепления действующих представительств и консульских учреждений и выделения дополнительных штатных ресурсов под вновь создаваемые загранпредставительства.
В-третьих, внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации с последующим принятием соответствующего постановления Правительства Российской Федерации об установлении особого режима рабочего времени (36-часовая рабочая неделя) для всех работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей, в странах с тяжелыми климатическими условиями. В-четвертых, сохранить бюджетное финансирование подведомственной медицины и внести изменения в Положение о МИД России, касающееся расширения его полномочий в сфере здравоохранения, проведения на базе подведомственных медицинских организаций диспансеризации и санаторно-курортного лечения сотрудников дипломатической службы.
Наконец, в-пятых, выделим блок позиций, связанных с реализацией Федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 года № 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации". Вопрос координации предельно актуален, и его значение в новом политическом сезоне будет возрастать по нескольким причинам.
Среди них – расширение круга субъектов международной и внешнеэкономической деятельности (органы государственной власти, регионы, муниципалитеты, бизнес-сообщество, общественные организации, партии) и активизации их деятельности; объективное взаимодействие всех форм дипломатии (общегосударственная, парламентская, публичная, общественная и т.д.); наличие фактов отступления (отдельные регионы, представители бизнеса) от правил взаимодействия с МИД РФ, влекущих политические и материальные риски. В целях преодоления и профилактики подобных ситуаций важно повысить роль соответствующих координационных структур в МИД РФ. Целесообразно также разработать необходимые нормативные документы на уровне субъектов. Примером может служить Указ Президента Республики Татарстан от 28 июня 2013 г. № УП-581 "О мерах по совершенствованию деятельности местных органов исполнительной власти при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей".
Подобного рода обзор проблем организации и совершенствования управления внешними делами Российской Федерации может быть продолжен как применительно к МИД РФ, так и другим компетентным структурам федеральной и региональной власти. Важно сделать его своевременно и профессионально, имея ввиду, что в 2015 г. задача мобилизации всех ресурсов (материальных, нормативных, организационных) в ходе проведения внутренней и внешней политики России составит органическую часть стратегии её поведения, функционирования на международной арене в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и основными принципами международного права. Именно такой подход обеспечит не только эффективность политических деклараций и инициатив Российской Федерации, но и её прикладной, практической деятельности по реформированию глобального миропорядка. За словом должно следовать дело.
Тогда власть будет авторитетной и между собственного многонационального народа, и в рамках международного сообщества. Прогрессивные, демократические и патриотические силы страны должны именно в этом ключе воздействовать на современные институты власти России. По материалам сайта КПРФ |