Украина готова ввести военное положение. Об этом во вторник, 20 января, заявил председатель украинского парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Сергей Пашинский в интервью Пятому каналу. Останавливает Киев одно – такое решение невыгодно с финансовой точки зрения.
«Нам МВФ как воюющей стране скажет, что денег не дадим, потому что есть устав Международного валютного фонда. Мы очень нуждаемся в финансовой помощи», – отметил Пашинский.
Тем не менее, план на случай наступления «часа Х» у Киева готов. По словам Сергея Пашинского, все необходимые решения для объявления военного положения уже готовы, они «подписаны и запечатаны в конверты». «Если, не дай Бог, в Черниговской области или Харьковской появится хоть одна батальонно-тактическая группа, будет объявлена война России, тем не менее это не тот сценарий, о котором мы должны мечтать», – сказал нардеп.
Напомним: договоренности о прекращении огня за два дня и отводе тяжелых вооружений в последующие пять суток между властями Украины и представителями Донецкой и Луганской республик были подписаны 19 января на фоне новых столкновений.
А 20 января на Украине была объявлена частичная мобилизация. За три волны в действующую армию планируется призывать до 200 тысяч человек. В последние дни перед этим ситуация в Донбассе серьезно обострилась.
«Украинская группировка предприняла попытку штурма позиций ополчения, что привело к неоправданным жертвам между мирного населения Донецка и Горловки. Безусловно, это нарушение всех договоренностей о прекращении огня, достигнутых в соответствии с минскими соглашениями. Сейчас очевидно, что обстрелы жилых кварталов Донецка ведутся с территорий, подконтрольных штатным подразделениям ВС Украины», – заявил представитель РФ в контактной группе по минским переговорам Андрей Козлов.
Дойдет ли до введения военного положения на Украине, и чем это грозит Донбассу?
– Киев вполне может ввести военное положение, – уверен военный эксперт, полковник запаса Семен Багдасаров. – Да, украинские власти желают получить деньги МВФ, тем не менее и ситуация в Донбассе складывается для них неблагоприятно: украинская армия несет огромные потери. В течение всего одних суток, 18 января, в ходе боев за донецкий аэропорт вооруженные силы Украины потеряли 200 человек убитыми (это две роты) и 27 танков (без трёх танков – батальон).
Эти потери говорят об одном: то, что делается Киевом для подготовки войны на Востоке – недостаточно. Недостаточно времени для мобилизации личного состава, армия получает недостаточно ресурсов. Введением военного положения данную ситуацию можно попытаться изменить.
«СП»: – Каким образом?
– С точки зрения практического подхода к решению военным путём проблемы Донбасса – как того желает Киев – ввод военного положения оправдан. Он дает возможность бросить на подавление Востока все ресурсы 42-миллионной Украины.
Военное положение, кроме того, позволяет ввести жесткие ограничения на передвижения людей и грузов, а также мобилизовать в украинскую армию куда больше людей, чем сегодня.
«СП»: – Киев может ввести военное положение, сделать ставку на быстрое решение вопроса Донбасса, а потом вновь обратиться в МВФ – дескать, перечисляйте доллары, мы с Юго-Востоком покончили?
– Нет. Во-первых, быстро с Юго-Востоком не покончить. Во-вторых, в МВФ сидят не идиоты. Перечисляя Киеву деньги, фонд рассчитывает – тем или иным способом – вернуть их обратно. На мой взгляд, МВФ уже сейчас колеблется – перечислять или нет следующий транш. Введение же Киевом военного положения делает перспективы возврата денег предельно сомнительными.
«СП»: – Пашинский говорит, что необходимые решения для объявления военного положения уже готовы, они «подписаны и запечатаны в конверты». Это стандартная практика для резервного военного сценария?
– Не думаю. Скорее, это просто говорит о том, что руководство Украины разделилось на два лагеря, и между ними идёт борьба. Представители «силового» лагеря считают, что введение военного положения и вправду требуется. Тем Не Менее против них выступают представители «финансового» лагеря, какие делают ставку, прежде всего, на деньги Запада.
«СП»: – Ваш прогноз: как будет развиваться ситуация на Юго-Востоке?
– Положение, когда Юго-Восток живет в ожидании очередного наступления украинской армии, не может длиться вечно. Рано или поздно Луганская и Донецкая республики объединятся в военном отношении, что усилит их боевой потенциал. А потом – республикам требуется переходить в контрнаступление.
Причем удар следует наносить по двум направлениям: полностью взять под контроль побережье Азовского моря и Мариуполь, а самое главное – требуется помочь патриотам освободить Харьков. Именно в Харькове дислоцируется значительная часть военно-промышленного комплекса Украины, – в частности, Харьковский танковый завод им. Малышева и авиационные предприятия, где ремонтируется и вводится в строй боевая техника, которая поступает на вооружение украинской армии.
Иного сценария не может быть по определению…
– Киевский режим может пойти на введение военного положения, если возникнет ситуация кризиса, – считает ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. – Думаю, украинские власти удерживает от такого шага не перспектива лишиться денег МВФ, а возможный взрыв социального недовольства. Тем Не Менее военное положение как контрольный механизм, думаю, предусматривается Киевом.
В прикладном смысле, военное положение позволяет ограничить передвижение граждан, закрыть оппозиционные организации, полностью перевести режим жизни на военное время, а также осуществлять массовую принудительную мобилизацию.
«СП»: – Введение военного положения помогло бы Киеву решить задачу Донбасса?
– Нет, совершенно не помогло бы. У Киева, после августовского поражения, нет полноценной армии. Крупные неудачи, какие сейчас терпит украинская армия в Донбассе – яркое тому подтверждение.
Украина, начиная с 1991 года, своей армией мало занималась, толком её не реформировала, не закупала новую технику, а главное – не проводила учений. Сейчас Киев пожинает плоды такого подхода.
Чтобы переобучить армию и повысить её потенциал, Украине требуется какое-то время. И в этом заключается ещё одна причина, по которой Киеву не с руки вводить сейчас военное положение.
Украинская власть долго говорила, что в Донбассе погоду делает кучка сепаратистов, с которой армия, в случае необходимости, легко справится. Если же сейчас ввести военное положение – в приграничных с Донбассом областях или, тем паче, по всей Украине – это будет означать, что киевская власть не сумела справиться с проблемой Юго-Востока.
«СП»: – Вы говорите, сценарий с военным положением Киев приберегает на крайний случай. Что конкретно предпримет Украина?
– Есть разные варианты военного положения. Например, на всей территории страны – это на самый крайний случай. Имеется другой вариант – в нескольких прифронтовых областях, например, Харьковской и Запорожской. Наконец, третий вариант – ввести военное положение только в зоне конфликта.
Думаю, слова Пашинского – вовсе не блеф. Скорее всего, речь идёт о возможности введения военного положения по второму варианту – для Харьковской, Запорожской и традиционно-неспокойной Одесской областей. Это позволит Киеву, в случае необходимости, полностью пресечь на этих территориях любые протестные движения…