Изначально выставку, посвященную 90-летию со дня рождения архитектора Адольфа Шеффера, планировали сделать для виновника торжества сюрпризом. Но за несколько дней до открытия решили все же не рисковать. И правильно сделали — Адольф Львович со свойственными ему организованностью и скрупулезностью добавил несколько правок в то, что уже было собрано и сделано энтузиастами, сообщает издание «Севастопольская газета».
Это они буквально по крупицам собрали для выставки настоящие раритеты — эскизные наброски, рисунки, фотографии, фрагменты архитектурных проектов, копии документов, газетные вырезки. Вот и получилось, что помещение Союза архитекторов Севастополя на время превратилось в экспозиционный зал, на стенах которого отразилась более чем шестидесятилетняя история севастопольского зодчества.
О том, что А.Шеффер имеет к этому самое непосредственное отношение, севастопольцам и говорить не надо. Достаточно назвать главные объекты, архитектурный облик которых рождался за его кульманом: здание Пассажа и Морского гидрофизического института, арка на проспекте Победы и обелиск «Штык и парус», что на мысе Хрустальный.
Впрочем, начать следует не с них, а с пересказа ещё довоенной истории о том, как одесский мальчик, в семье которого никогда не было архитекторов, принес в художественный кружок при Доме пионеров, куда приём был давно завершен, удивительные карандашные эскизные наброски. Юноша выполнил их при помощи двух склеенных открыток, какие служили ему и линейкой и рейсшиной.
На теперь уже потемневших от времени листах в соответствии со всеми законами аксонометрии изображены элементы классических зданий с колоннами, портиками и капителями. Рисунки оказались настолько хороши, что юного рисовальщика безоговорочно зачислили в кружок, вероятно, уже тогда распознав в нем талант будущего архитектора.
Ошибки не случилось. Правда, теперь, глядя на те самые наброски, он и сам удивляется своему тогдашнему воображению — это было по-юношески смело и даже дерзко.
Еще в юности А.Шеффер влюбился в классическую архитектуру. Детство, проведенное в Одессе, академические знания, полученные в Московском архитектурно-строительном институте, работа в Севастопольском военморпроекте...
Он приехал в Севастополь в 1954-м и застал его полуразрушенным, только-только возрождающимся к жизни. На фотографиях того времени — весь израненный, посеченный осколками снарядов Дворец пионеров, да и весь город, которому теперь предстояло придать совершенно иной, обновленный вид. А.Шеффер принялся за работу с энтузиазмом, полный идей и замыслов. Такой он человек — умеющий видеть и чувствовать красоту.
Вероятно, поэтому его творчество отмечено работами, какие можно назвать знаковыми. Некоторые идеи А.Шеффер вынашивал годами. Так было и с въездной аркой, проект которой родился задолго до его реализации.
О, это целая история! Тогда, в преддверии двухсотлетнего юбилея города предложенная идея строительства арки была одобрена градостроительным советом и даже согласована столичными чиновниками. Но отсутствие бюджетных средств делало её почти невыполнимой, если бы... Если бы не инициатива севморзаводцев, какие взялись реализовать проект, исходя из своих возможностей. Так все и вышло: сначала сварили и установили металлический каркас, затем облицевали его белой инкерманской плиткой. Вот так, как на выставочной фотографии...
Кстати, изначальным проектом оформления въезда в город был предусмотрен целый комплекс объектов, включая пешеходную и парковую зоны. Пока не сбылось.
И не только это. В личном архиве А.Шеффера, будучи аккуратно сложенными, и по сей день хранится эскиз на возведение родильного дома на улице Гоголя (напротив старого здания института).
Своя история у севастопольского «Обелиска в честь города-героя», называемого в народе «штык и парус». Группа архитекторов, в числе которых был и А.Шеффер, искали и нашли форму конструкции, в которой удачно совместились монументальность и легкость, а сам обелиск одновременно стал экраном для проецирования огней салютов.
Далеко не всем севастопольцам известна история здания Пассажа. Между тем стоит зайти вовнутрь и оценить просторность внутреннего помещения. К слову, первоначальный проект в результате обсуждения был увеличен ещё на один пролет. Зайдите как-нибудь, чтобы оценить, как здорово получилось!
Интересна история достройки бывшей севастопольской гостиницы «Кист». Согласитесь, дореволюционной постройки здание архитектурно выглядело незавершенным. Разделяя общее мнение, А.Шеффер однажды, просто повинуясь порыву души, выполнил архитектурный проект пристройки к основному зданию.
Таким образом, когда речь зашла о строительстве Дома Москвы, решение оказалось уже готовым. Кстати, особой красотой и изяществом отличается также архитектурное решение металлических ворот здания.
А ещё авторству А.Шеффера принадлежат многочисленные памятники и памятные знаки, в том числе адмиралам Лазареву, Клокачеву, Корнилову, Ушакову, памятный знак изобретателю радио Попову на Матросском бульваре. Добавьте к тому архитектурный облик зданий детских домов, поликлиник, больниц. Не говоря уже о жилых домах, фасады которых по-шефферовски отличает «свое лицо».
Да он и сейчас, несмотря на почтенный возраст, не сидит без дела: активно включен в работу севастопольского градостроительного совета, принимает участие в общественных слушаниях по вопросам градоустройства. И даже, если по какой-то причине не может присутствовать на очередном заседании, обязательно высказывается относительно предмета обсуждения. Так было и совсем недавно, когда предметом обсуждения стала предлагаемая к постройке в районе Федюхиных высот Севастопольская ГЭС. И, знаете, к его мнению обязательно стоит прислушаться.
А что касается выставочной экспозиции, то она продолжает работать в Союзе архитекторов Севастополя.