| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | - У меня впечатление, что для республики делается всё, а теперь добавилась и эйфория от годовщины, помощь идёт отовсюду; и проблем нет?
- Год назад у нас было много рисков. Главный - что произойдёт коллапс в экономике, в правовой сфере, потому что переход - от одной системы, формировавшейся долгие 20 лет, в другую - мягким быть не мог. Но нам вместе с федеральными властями удалось избежать крайнего сценария. Сформирована банковская система, приняли бюджет - превышающий в разы предыдущие. В пенсионной сфере, в других соцвыплатах - сплошной позитив. Есть проблемы, связанные с реальной экономикой. Все предприятия мы сохранили, но из-за блокирования полуострова украинскими властями не работают порты и железные дороги. Восстановить транспортную отрасль - наша задача, и она более сложная. Но уже намечены точки роста, наиболее скоро поднимется строительство - некогда локомотив нашей экономики. Благодаря Федеральной целевой программе (ФЦП) этой работы на всех хватит. Есть проблемы, связанные с регистрацией предприятий, имущества: все нормативные решения по оформлению автомобилей, земельных участков приняты, но нужно время на запуск этих процессов. Был сложный переход на новую систему взаимоотношений в здравоохранении, а теперь ситуация стабилизируется. Недавний приезд вице-премьера Ольги Голодец дал нам обратную связь, что ситуация поменялась, как нужно, больницы начинают приспосабливаться к страховую медицину как к более прогрессивной системе. Настроение у людей хорошее, они понимают, что когда возникают какие-то сложности, то они имеют объективный характер, и власти искренне хотят это как можно быстрее решить.
- В принципе Крым - дотационный регион? Если нет, то какой в перспективе?
- Я читал справку нашего Минфина по итогам 2013 года: налоги, собранные в республике, перекрыли все субвенции и дотации, которые мы получали от Украины (если не учитывать федеральное финансирование воинских частей и других подобных бюджетников). С переходом на российские, повышенные стандарты соцвыплат и зарплат бюджетников нагрузка на республиканский бюджет увеличится, но у меня в этом смысле хорошее настроение, потому что порог бездотационности мы можем пройти достаточно быстро. У нас было много неиспользуемых экономических возможностей, и в новых реалиях будет большой недоработкой, если мы не включим их.
- Что скажете туристам, которые в этом году не поедут за границу, а поедут к вам и с другим уровнем сервиса столкнутся, начиная с дороги и заканчивая уличными туалетами?
- Прошлый сезон нашим оппонентам сорвать не удалось, хотя они очень надеялись на это. Мы отчитались за четыре миллиона туристов за год, с сотнями я беседовал лично. В основном настроение хорошее, обещали вернуться. Есть проблемы, связанные с переправой. У нас ведь только два источника транспорта надёжных - авиа- и паромный, работу над которым правительство Крыма ведёт активно, чтобы не повторить ошибок прошлого периода. Мы в них разобрались и хотим отработать этот год более эффективно. В межсезонье проводили много «круглых столов», совещаний, обсуждали наш сервис. Ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы, поэтому решили создавать обучающие центры, чтобы прогонять кадры через них, начиная от руководителей и кончая низовым звеном.
- Когда Россию упрекают в том, что присоединение Крыма испортило её отношения с остальным миром и её экономику, вас это коробит?
- У нас обострённое отношение к этому, может быть, более обострённое, чем у обычных граждан России, потому что мы 24 года жили в совершенно чуждой нам системе. И чтобы понять итог крымского референдума, нужно было бы прожить с нами эти годы. Сегодня многим журналистам кажется, что всё это быстро произошло, а на самом деле это был мощный порыв, который опирался на выстраданные годы жизни в ранге национального меньшинства.
А экономический кризис произошёл не из-за Крыма и даже не из-за майдана. Война идёт против России и Русского мира, как единственной системы, которая стала мешать новой системе взаимоотношений в мире. Не было бы Крыма - санкции всё равно включили бы, нашли бы что-то другое. А у нас остаётся выбор: или хотим быть самостоятельным народом, с которым считаются и который уважают; либо мы должны стать колонией западной системы. Для русских, которые всегда отличались патриотизмом, это неприемлемая модель, потому что если ты уступишь один раз, то следующий шаг может быть такой: а не слишком ли много вам территории, не слишком ли много у вас полезных ископаемых, а заслуживаете ли вы это? Так всегда поступают со слабыми. Поэтому ещё раз готов подтвердить, что Крым- это был повод, и поведение руководства России было совершенно оправданно, поддержано не только крымчанами, но и всем русским народом. По материалам пресс-службы Государственного Совета Республики Крым |