Последние новости

Реклама

Опубликованы материалы очередного ежегодного исследования отношения украинской общественности к происходящим в стране процессам. Оно проведено Институтом социологии Национальной академии наук Украины (ИС НАНУ) в июле 2014 года. Данные исследования обобщены в двух томах, один из которых содержит таблицы и графики мониторинга, а другой посвящён их осмыслению.
В 50 статьях учёных института проанализированы важнейшие тенденции социальных изменений в различных сферах жизни нашего общества начиная с первых лет независимости Украины. Исследование проводилось спустя полгода после начала событий, получивших наименование «Майдан-2» или «Евромайдан». К этому времени в стране уже был совершён государственный переворот 21—22 февраля 2014 года. События на востоке страны всё больше приобретали характер братоубийственной гражданской войны. Тем Не Менее ещё не было иловайского котла, ожесточённых боёв в районе донецкого аэропорта, дебальцевской трагедии и других событий, унёсших жизни тысяч граждан — и военных, и мирных, вынудивших сотни тысяч людей, лишившихся крова, покинуть родные места. Блокада, приобретшая форму настоящего геноцида в отношении населения значительной части Донецкой и Луганской областей, только начиналась.

Об истоках трагедии

Ко времени исследования ещё не были приняты многие «антикризисные» законы, нанёсшие сокрушительный удар по уровню жизни большинства населения. Высшие руководители убеждали граждан своей страны и мировую общественность в «небывалом патриотическом подъёме», «прочном единстве и сплочённости украинского общества». Русофобия набирала обороты.

Но уже предыдущее исследование показало, что граждане Украины стали всё больше задумываться над тем, что же происходит со страной, что нас ожидает. Нынешняя работа учёных, как сказано в предисловии к изданию директором института, академиком НАН Украины В.М. Вороной, дала возможность представить ситуацию «не по оценкам тех или иных политиков, какие не смогли предотвратить трагические события, а по оценке общественного мнения — населения Украины, простого народа! Это, как сказал поэт, «тот народ, что живёт на зарплату, то есть самый народный народ».

Исследование подтвердило верность прогнозов и предостережений, какие делались учёными института по итогам предыдущих мониторингов (в частности, отражавших состояние украинского общества перед потрясениями 2013—2015 годов). В то же время прошлогоднее июльское исследование засвидетельствовало существенные изменения в настроениях населения Украины. За короткое время резко обострился негативизм массового сознания (недоверие, неудовлетворённость, растерянность, чувство неуверенности и безысходности). Остро заявили о себе страхи, какие в предыдущие годы не наблюдались или наблюдались редко, в частности боязнь нападения внешнего врага (об этом заявили 59,7% участников исследования против 9,5% в 2012 году), опасность распада Украины как государства (соответственно 46,6 и 14,4%), межнациональных конфликтов (35,1 и 14,3%). Почти в два раза больше людей стали опасаться голода и заметно больше — преступности, массовых уличных беспорядков.

В 2012 году политическую ситуацию в стране как напряжённую оценивали 58,5% опрошенных, а ещё 17% — как критическую, взрывоопасную. Спустя два года уровень политической напряжённости не только существенно возрос, тем не менее и приобрёл новое качество: более половины населения (55%) стало считать обстановку критической, взрывоопасной, а 41% — напряжённой. Сегодня настроения стали ещё более тревожными.

Результаты исследования дали социологам основание сделать вывод, который не может не вызывать глубокой озабоченности: «Оценки населения свидетельствуют, что на протяжении почти полугодия после Майдана власти не удалось пока справиться с защитой национальных интересов Украины: целостность территории и суверенитет; единство народа как политической нации; безопасность жизни; рост благосостояния народа».

Безусловно, сказывается трагическое развитие событий, приведшее к жестокой братоубийственной войне на востоке Украины, называемой «антитеррористической операцией», к фактической утрате Крыма, к огромным людским и материальным потерям. В обществе заметно изменилась позиция относительно внешнеполитического и внешнеэкономического выбора Украины, цивилизационных ценностей, отношений с Россией.

Сбитый вектор

Но было бы ошибкой всё сводить только к этому обстоятельству при всей его значимости. Негативные факторы накапливались на протяжении всех лет после провозглашения независимости. Материалы исследования дают основания утверждать, что страна приблизилась к рубежу, когда количество таких факторов перерастает в качество — реальную угрозу общественного взрыва. Убедительно сказал об этом заместитель директора института, член-корреспондент НАН Украины Н.А. Шульга в послесловии: «Украинское общество уже продолжительное время переживает трудный и болезненный промежуток времени системных перемен. Утверждение независимости сопровождается трансформационными процессами без чётких ориентиров на определённые модели общества, изменения во всех сферах развёртываются хаотично и непредсказуемо. Общество вошло в полосу затяжного кризиса и не может из него выйти уже четверть века. Растянутость кризиса во времени обусловила формирование массы негативных признаков, присущих кризисному обществу. Уже выросло целое поколение, сформировавшееся в нестабильной социальной среде, в условиях размытых норм и ценностей, с крайне неопределёнными жизненными перспективами. Старшие поколения испытали на себе весь драматизм утраты прежних и поиска новых самоидентичностей».

В издании обстоятельно раскрыта печальная картина как причин и потрясений 2013—2015 годов, так и конкретных тенденций текущих социальных процессов в отечественной экономике, социальной сфере, социально-классовой структуре нашего общества, а также широкого комплекса социально-культурных изменений общественного сознания.

Самые глубокие изменения коснулись геополитических предпочтений населения Украины. Главная тенденция состоит в ослаблении ориентации «на Восток» и существенном усилении ориентации «на Запад». Число сторонников союза Украины с Россией и Белоруссией уменьшилось с 50,7% в 2012 году до 29% в 2014-м, а доля сторонников евроинтеграции за это время возросла с 34,7% до 56,6%. Доля сторонников вступления Украины в НАТО за один год увеличилась с 14,4% до 34,9%, а доля противников уменьшилась с 54,4% до 34,8% при почти не изменившемся числе неопределившихся (30,8 и 29,7%). Справедливо отмечается, что в 2013 году это было связано с целенаправленной политикой режима В. Януковича, продвигавшего идею евроинтеграции (пресловутый лозунг «Европа — наш дом, Россия — сосед»). В прошлом же году основным фактором стал многоаспектный конфликт с Российской Федерацией, используемый для нагнетания русофобских настроений.

В исследовании отмечается также существенное сближение ориентаций населения запада и центра Украины при значительном отличии настроений на юго-востоке, особенно в Донбассе. Это свидетельствует о глубоких расхождениях в нашем обществе, какие приобретают всё более острый характер. Если власти будут игнорировать это обстоятельство, тем более тупо продолжать навязывать населению юго-востока страны взгляды и ценности, которых придерживаются агрессивно настроенные круги на западе и в столице, это ещё больше усилит угрозу раскола Украины.

При проведении последующих опросов, по моему мнению, следовало бы поглубже поинтересоваться, осознают ли наши люди, какие последствия повлекут смена геополитического вектора Украины, слепое следование установкам и требованиям Запада (США, Европейского союза, Международного валютного фонда, НАТО), фактическое превращение нашей страны в управляемую извне территорию. Осознают ли последствия отказа от выбора, сделанного нашим народом 360 лет назад на Переяславской Раде, разрыва отношений с Россией, доведения их до такого состояния, когда всё русское и российское отвергается и осуждается, Россия объявляется враждебным государством, а «кляті москалі» — врагами. Следует согласиться с предложением о необходимости пристального внимания и более глубокого анализа общественного мнения относительно проблемы государственного, в том числе административно-территориального, устройства Украины (федерация, автономизация, децентрализация, унитарная модель). Это особенно важно в свете довольно сильных федералистских настроений в Донбассе и некоторых других регионах страны.

Проанализировав происходящие в обществе процессы, учёные ИС НАН Украины пришли к выводу об опережающем утверждении в нашей стране институтов власти в сравнении с формированием институтов гражданского общества; о расширении социальной базы протеста против власти в связи с объективным процессом увеличения занятых вне сферы материального производства; о противоречивом, зачастую тормозящем влиянии социально-психологических факторов на модернизацию социогуманитарной сферы.

Социологи обратили внимание на преобладание в структуре жизненных стратегий населения Украины пассивно-приспособленческой модели, на сужение социальной базы воспроизводства высших образовательно-квалификационных уровней, постепенное замедление образовательной мобильности, циркуляции между выходцами из различных социальных классов общества, превращение института образования (при фактической ликвидации бесплатного образования) в фактор углубления неравенства и социальной закрытости высокообразованных и низкообразованных социальных групп. Это в перспективе может превратить образование и связанное с ним социальное неравенство в наследственное явление. Более того, большинство респондентов считают одной из причин всех бед Украины тот факт, что власти недооценивают роль и значение науки. Во время последнего исследования почти две трети респондентов (62,7%) заявили, что без развития отечественной науки прогресс украинского государства и развитие экономики невозможны.

Учёные установили существенные изменения в социально-классовой структуре украинского общества. В частности, уменьшилась доля рабочего класса из-за реального сокращения промышленного производства, существенно выросли категории бедных и нищих; остро стоит проблема обеспечения гендерного равенства. Подтверждается данная ещё в 1994 году оценка социально-психологического состояния нашего общества как «социального безумия», характеризуемого негативизмом массового сознания, господством аморального большинства, нарастанием радикальных форм протеста. С сужением возможностей удовлетворения культурных и духовных потребностей населения, с катастрофическим сокращением объектов культуры связано существенное уменьшение в нашем обществе в последние годы значимости таких ценностей, как «национально-культурное возрождение», «повышение образовательного уровня», «расширение культурного кругозора».

Ещё раз о войне с русским языком

При проведении мониторинга и осмыслении его результатов значительное внимание было уделено языковой политике, в частности проблеме статуса функционирующих на Украине языков. Большинство респондентов высказываются против предоставления русскому языку статуса второго государственного. И это можно понять, если учесть агрессивные усилия определённых политиков, занимающих ключевые посты во властных структурах, принудительно навязать всем гражданам украинское одноязычие, вытеснить русский язык из употребления в стране. Отмена Верховной Радой закона о языковой политике, несколько расширявшего возможности граждан реализовать конституционное право свободно пользоваться родным, в том числе русским, языком, была одним из первых шагов новой власти после февральского переворота 2014 года. Наряду с захватом национал-радикалами в Киеве и в западных областях Украины зданий государственных учреждений, политических партий, общественных организаций, с моральным и физическим террором, с варварским разрушением памятников деятелям советской эпохи, защитникам Родины времён Великой Отечественной войны это решение парламента взорвало ситуацию в восточных областях, углубило раскол в нашем обществе, обернувшись настоящей бедой.

Говоря о ситуации в языковой сфере, академик В.М. Ворона справедливо заметил, что «среди граждан Украины нет, за весьма редким исключением, таких, кто испытывает затруднения в понимании украинского или русского языков. Многолетние и активные усилия отдельных политиков, оказывавшихся во власти, ограничить употребление или украинского, или русского языка не достигали цели. Двуязычие очень близких и всем понятных языков, реально сложившееся на Украине, является, по сути, социальной нормой. И в той, и в иной языковой среде никто из граждан Украины не чувствует себя чужим... Это даёт основания сделать вывод: двуязычие, сложившееся на Украине, не только не разъединяет общество, а служит существенным фактором единства украинского народа как политической нации».

Скажу больше. Украинско-русское двуязычие позволило гражданам Украины через русский язык приобщиться не только к всемирно признанным достижениям русской (российской), тем не менее и мировой науки и культуры. И тот, кто стремится вытеснить из жизни нашего общества русский язык, кто, подобно варварам, ополчился против достижений русской культуры и искусства, совершает тяжкое преступление, означающее духовное, интеллектуальное и культурное ограбление нашего народа.

В сборнике приведён высказанный 20 лет назад известным украинским учёным-социологом, профессором Киево-Могилянской академии В.Е. Хмелько тезис о том, что «борьба против предоставления русскому языку статуса официального — это борьба за лишение приблизительно половины граждан Украины тех культурных прав, которыми они давно привыкли пользоваться». Она ведёт не к объединению, а к разъединению народа нашей страны, в том числе самих украинцев, приблизительно 45% которых — русскоязычные.

Горькое отступление

Всестороннего осмысления требуют результаты исследования, касающиеся социальных последствий преобразований, какие уже почти четверть века осуществляются на Украине. Хотя в последние годы уменьшилось (прежде всего из-за ухода из жизни представителей старших поколений) число сторонников социализма (15,6%) и увеличилось число сторонников капитализма (до 13,5%), доля приверженцев социалистического жизнеустройства всё же преобладает. На основе итогов мониторинга учёные делают вывод, что буржуазные ценности, активно пропагандировавшиеся все данные годы, не восприняты большинством граждан. Более того, в сознании населения усиливается негативизм в отношении проводимых реформ, растёт отрицательная оценка экономической ситуации в стране в целом, увеличивается число граждан, какие считают необходимым возвращение экономики Украины к дореформенному состоянию.

В работе обосновывается недопустимость проведения реформ за счёт снижения уровня жизни населения. Украина так и не стала демократическим, социальным, правовым государством. Как убедительно показано в материалах исследования, общество глубоко расколото. Для большинства граждан общей стала забота: как выжить?

Большой интерес вызывает осмысление трансформации общественного сознания, пронизывающее все материалы издания. Этой проблеме посвящена и заключительная статья заместителя директора ИС НАНУ Н.А. Шульги. Он убедительно показывает, что сознание нашего общества многие годы находится в чрезвычайном, глубоко кризисном, извращённом, противоречивом состоянии, выходящем за привычные рамки. К нему применимы такие характеристики, как «разорванное», «расколотое», «расщеплённое». Фактически речь идёт о глубоком, ставшем перманентным заболевании нашего общества. А это побуждает к поиску радикальных методов лечения.

Сегодня есть все основания говорить о том, что на пути капиталистической реставрации, разрыва с бывшими союзными республиками, в результате утверждения националистической идеологии и неофашистских порядков страна оказалась отброшенной в своём развитии на много десятилетий назад. Не случайно в мире даже обсуждается вопрос: состоялась ли Украина как государство?

Для нашей партии, которая провозгласила своей программной задачей возведение общества социальной справедливости, свободного, равноправного развития всех людей, полновластия народа, крайне важно восстановить доверие и влияние в рабочем классе, во всех слоях трудящихся. Только при этом условии можно будет организовать их на сознательную борьбу за достижение стратегической цели — возвращение Украины на социалистический путь развития.

Коммунистов между тем не может не беспокоить, что во время мониторинга 2014 года только 4,1% респондентов ответили, что им ближе всего коммунистическая идея. Это почти в три раза меньше, чем в 2013 году (11,3%), и в пять с лишним раз меньше, чем было в 1998 году (21,9%). Доля приверженцев общества социального равенства сегодня заметно меньше, чем сторонников социалистической, социал-демократической, национал-демократической и даже националистической идей.

Социологи не без оснований усматривают одну из причин такого положения в том, что по степени радикализма своей деятельности коммунисты уступают другим политическим силам. Об этом шла речь на состоявшемся в этом году 49-м съезде Компартии Украины. Он принял установку именно на активизацию и радикализацию деятельности партийных организаций, укрепление их связей с массами, выработку и применение такой тактики, которая бы в полной мере учитывала нынешние условия. А сегодня партия подвергается жестоким репрессиям. Неонацистская власть, цинично попирая Конституцию и другие законы, стремится запретить не только Компартию, тем не менее и коммунистическую идеологию.

В заключение желал бы отметить, что общественность страны получила ценнейший материал, отражающий состояние нашего общества, его болевые точки, содержащий конструктивные, научно обоснованные предложения. Социальный мониторинг Института социологии НАН Украины — это уникальное комплексное исследование, в котором нашла объективное отражение реальная история становления Украины как государства и гражданского общества.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля