| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | 16 марта 2014 года 96,6 процента крымчан проголосовали за вхождение Крыма в состав России. Данный день навсегда войдёт в историю не только Крыма и России, но и всего мира. А в феврале того же года прошла незаметно ещё одна дата — 60-летие передачи Крыма Украине. 37 лет Крым находился в составе Украинской Советской Социалистической Республики (УССР) и 23 года — в составе незалежной. Украина планировала отметить данный юбилей торжественно и по-украински национально. Юбилей не прошёл ввиду известных киевских событий. Но сама дата любопытна.
Крым украинский
Большая часть пребывания Крыма в составе Украины приходится на советский промежуток времени. Крымчане тогда как бы особо и не почувствовали перехода из одной Союзной республики в другую, так как ощущали себя гражданами одной большой страны — СССР. В самом Крыму продолжал также всем руководить обком партии. В Севастополе продолжал стоять Краснознамённый Черноморский флот, надёжно охраняя южные рубежи великой страны. Советский Крым продолжал хозяйственно богатеть, в первую очередь за счёт процветавшего поселкового хозяйства и успешного развития санаторно-курортной отрасли. Знаменитый «Артек» оставался всесоюзным детским, вернее, пионерским лагерем, а древняя Евпатория — круглогодичной всесоюзной детской здравницей. Севастополь, Керчь и Феодосия оставались всесоюзными центрами кораблестроения, рыбодобывающей и перерабатывающей промышленности.
Крым оставался и важным научным центром СССР. Здесь ещё со времён царской России успешно действовали обсерватория, биологические станции, археологические и этнографические научные центры. Даже местный Симферопольский университет хотя и находился под юрисдикцией Киева, но всё же всегда был в центре внимания правительства СССР. Южный берег Крыма оставался любимым местом отдыха и лечения для млн. советских граждан.
Вся страна щедро вкладывала средства в дальнейшее развитие полуострова. Крым не мог существовать без большой страны, но и большая страна не могла обойтись без Крыма. Но всё резко изменилось в 1991 году. С эпохи горбачёвской «перестройки» Союз начало штормить. Крымчане одними из первых почувствовали для себя опасность оказаться вне большой страны и уже в январе 1991 года впервые в СССР провели референдум о своём новом статусе в составе Советского Союза как субъекта Федерации.
Последовавшие события в результате беловежского сговора напрочь перечеркнули надежды крымчан стать автономным образованием в составе Советского Союза. Начиналась эпоха незалежной Украины, которая длилась 23 года.
«Крым будет украинским или пустынным» — так сформулировал позицию Украины один из народных депутатов Украины Степан Хмара ещё в 1991 году, сразу же после объявления Украиной своей независимости. Крым, естественно, тяготел тогда к России, ибо на его территории проживали до 70 процентов русских. Такая позиция ярых украинских националистов завязала первый узел конфликтности между Киевом и Симферополем. Второй узел был завязан на экономике. Ускорявшийся темп разрыва экономических связей Украины с Россией означал и разрыв экономических связей Крыма с Россией, тогда как 80 процентов экономики Крыма было ориентировано на Россию.
Третий узел конфликтности завязался в гуманитарной сфере. Официальный Киев провозгласил курс на полную интеграцию Крыма с Украиной. С этой целью, игнорируя специфику автономии, в вузах и школах начали изгонять русский язык, по национальному признаку стали подбираться крымские руководители, преимущественно с материковой Украины, стали выхолащивать и без того урезанную крымскую Конституцию. Всё делопроизводство начали переводить на украинский язык, а в кинотеатрах стали запрещать русскоязычные фильмы и т.д.
Четвёртый узел конфликтности завязался в самом Крыму и был связан с разновекторностью геополитической ориентации крымчан. Русское большинство связывало свою судьбу с Москвой, украинцы в определённой части были ориентированы на Киев, крымские татары — частью на Стамбул, частью на свою крымско-татарскую государственность, которую они мечтали воссоздать на полуострове.
Наконец, пятый узел конфликтности закладывался в социально-экономической политике. Олигархическая киевская власть в одночасье сделала большинство крымчан, как, впрочем, и украинцев, нищими. Разрушены были все колхозы и совхозы, быстрыми темпами на полуострове закрывались один за другим промышленные предприятия, планомерно уничтожалась эффективно выстроенная в советское время курортная сфера. Правда, появились и богатые, быстро встроившись во власть. Крымским олигархам становилось безразлично, кто в Киеве у власти. Они умело подстраивались под любого президента, премьера и т.д. Более того, они сами охотно входили в киевскую и крымскую власть, меняя партии, флаги, идеи. Надо прямо сказать, что многие из них и сегодня, в российских реалиях, остаются в крымской власти, заполнив осенью прошлого года её законодательные и исполнительные этажи на всех уровнях — республиканском и муниципальных.
С каждым годом усиливалось противостояние между Киевом и Симферополем, особенно в гуманитарной и национальной сферах. В своём социально-экономическом развитии Крым стал занимать одно из последних мест на Украине. Потеряв серьёзные связи с Российской Федерацией, Крым так и не смог интегрироваться в украинскую экономику. Он в реальных условиях лишился всей своей перерабатывающей промышленности, которая в советское время занимала ведущее место в экономике полуострова. Были почти полностью уничтожены животноводство, садоводство и виноградарство, что некогда составляли гордость и славу Крыма.
Что всегда интересовало киевскую власть, так это крымская земля, особенно на Южном берегу. Начался масштабный передел крымской собственности. Полностью была уничтожена вся курортно-санаторная инфраструктура полуострова. Санатории и здравницы, в том числе и детские, были приватизированы и очень быстро перешли в руки украинских и крымских олигархов. С помощью чиновников заповедная земля оказалась в руках дельцов и мошенников. Олигархический капитал в лице коломойских, фирташей, порошенок и иже с ними при попустительстве крымских властей моментально оседлал весь Крым.
Крым российский
Прошедший год для крымчан был насыщенным, стремительным и совершенно неординарным. Он был для нас переходным, так как много надо сделать, чтобы полнокровно войти в состав Российской Федерации. Сегодня Крым — это сплошная очередь. Из одной очереди вышел, тут же надо вставать в другую, потом в третью, четвёртую и т.д. Без очереди мы сегодня жить не можем — очень много всяких документов нужно поменять или заново получить. Но «бумаги» новые, а выдают их, как правило, люди «старые». «Старые» — в смысле прежние. Как были они во власти при Украине, так и остались. Сами себя год назад объявили «победителями», сами себя избрали в Советы всех уровней, сами себя назначили в исполнительные органы.
«Старые», то есть прежние, от имени нового государства пытаются, исходя из своего украинского прошлого, руководить всем новым. Вот и происходит пробуксовка почти по всем направлениям. Выручают сегодня Крым шефы-регионы, закреплённые за каждым городом и районом. Там школу отремонтируют, где-то — детский садик, больницу, клуб и т.д. Огромное им за это спасибо. Наша «старая», то есть прежняя, власть любит и умеет этим пользоваться: ездить, ярко выступать, когда в каком-нибудь районе Крыма шефы из других регионов Российской Федерации подготовят объект к сдаче или подарят школьный автобус, автомобиль «скорой» или пожарной помощи.
А что сами крымские новоявленные «единороссы»? По части организации и управления они явно не сильны. Так, сегодня 95 процентов дорог в Крыму находятся в неудовлетворительном состоянии. При этом, по информации главы администрации Симферополя Геннадия Бахарева, кстати, члена Партии регионов, а ныне — «Единой России», почти половину из выделенных средств на ремонт городских дорог пришлось вернуть, так в Крыму нет подрядчиков, способных осуществить его качественно.
Полный произвол творится и в местных магазинах. Ужас охватывает при виде цен на отдельные товарные позиции. Один и тот же продукт в разы отличается ценой в соседнем магазине. Цены на продукты в Крыму скачут как сумасшедшие. Не успел молоко или яйца купить по одной стоимости, как к вечеру в том же магазине они уже на 50 процентов дороже. Прокурорские проверки, какие проходили в Крыму в начале года, положительных результатов не дали. Рост цен благополучно продолжается. Одна из заведующих продуктовых магазинов Симферополя заявила: «Вот только и говорят, что продавцы плохие, цены взвинтили, наживаются на бедных людях. А о нас хоть кто-нибудь подумал? Сами посудите, сколько сейчас стоит аренда. С лета нам цены уже четыре раза подняли, почти в три раза стоимость увеличилась. Взлетели тарифы и на «коммуналку». Кассовые аппараты требуется поставить, самый дешёвый стоит около 20 тыс. рублей плюс ежемесячное обслуживание, зарплата людям, которая также должна увеличиваться, хозяйственные и санитарные нужды. Все данные затраты закладываются в сумму реализуемых продуктов».
Власть в эфире торжественно клянётся, что контролирует ценовой вопрос, а в реальной жизни всё происходит наоборот. Или вот совершенно свежий пример. Наш Крым прежде всего курортный и туристический. Одна из проблем прошлого — пляжный вопрос. Все пляжи были захвачены, огорожены от крымчан. Ничего лучшего не смогла придумать крымский министр туризма и курортов, как предложить ввести специальные пропуска на пляж.
Отметим, что в 2013 году Крым посетили шесть с половиной млн. туристов. Весной 2014 года в крымском правительстве рассчитывали на восемь млн., но официальный итог — три миллиона отдыхающих. По прогнозам, курортный сезон 2015 года будет хуже предыдущего. Дело в транспорте, точнее в его отсутствии. Авиаперевозки, даже самые интенсивные, не в состоянии удовлетворить спрос, а ограниченные возможности паромной переправы не дают организовать поток туристов по суше. Побывав однажды в очереди на Керченскую паромную переправу, не многие захотят повторить данный опыт. Вопрос Керченского моста постоянно на слуху. Разговоров много, а дела нет.
Проблемными вопросами Крыма являются энергетическая независимость и водоснабжение. Вразумительных ответов со стороны крымского правительства пока не получено. Поживём — увидим, на что оно способно.
Однако сегодня уже отчётливо видно, что и у бывших украинских грехов, и у нынешних российских бед есть общий знаменатель — капитализм. Без его ликвидации и строительства социализма не могут процветать ни Крым, ни Россия, ни Украина.
По материалам сайта КПРФ |