Глава администрации в Костроме – сити-менеджер. Одна из его обязанностей – публично подводить главные итоги работы по исполнению бюджета города, развитию отраслей социальной сферы, строительства, капитального ремонта и жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности. (По федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ежегодно глава администрации муниципального образования отчитывается перед населением о проделанной за прошедший год работе). 20 марта глава Администрации Костромы встречался с представителями сферы ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) - старшими по домам, руководителями управляющих компаний, ТСЖ.
Всего-навсего днём раньше «отчёт» в слайдах был вывешен на сайте города. С грамматическими ошибками, с выпадающими строками, с расплывчатыми фото, с направлениями обычной работы. Зато красочно (диаграммы и графики) и впечатляюще. Немного изменённый вариант слайдов представил сити-менеджер и на встрече. Он около 40 минут рассказывал о «достижениях» прошлого года, обращаясь к полсотне слайдов. В одной руке держал микрофон, другую руку почти не вынимал из карманов брюк. Голос главы администрации – уставший, без энтузиазма. Вид - воспринимающий текущую действительность как досадную данность.
Начал глава с того, что город собирает 12 миллиардов рублей, а в городском бюджете остаётся только 4, т.е. треть. Всё остальное уходит в область и в Москву. Иногда городу перепадают некие субсидии и субвенции на целевые расходы. Из оставшихся в распоряжении 4 миллиардов больше половины – это зарплата работников образования, содержание школ и детсадов. Соответственно, меньшая часть приходится на транспорт, ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО), дороги, благоустройство. Чем тут можно похвалиться, если даже на нормативное содержание этих сфер денег нет? Сити-менеджер просто перечисляет направления работы за 2014 год в цифрах и схемах. Имеющиеся плюсы теряются в обязательных полномочиях, в сомнительных «достижениях».
Например, я бы, как общественник, отметила позитивные изменения в контроле за самовольными постройками, в масштабном ремонте колодцев, в исключении старой котельной из системы теплоснабжения, в учёте бесхозных коммунальных сетей, в контроле за гарантийным ремонтом дорог, в приобретении муниципальными предприятиями дорожной техники, в контроле водоотведения в неканализованном жилом фонде, за работы по ливневой канализации на дорогах, в контроле безопасности игрового оборудования во дворах, в преображении муниципальных аптек, а также просто в проведении собраний со старшими по домам для разъяснения новых норм ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) (Это всё лишь на основании представленных слайдов).
Никак нельзя назвать плюсами то, что муниципалитет обязан выполнять по новым законам РФ. Сюда относятся утверждения схем водоснабжения и утилизации ТБО, работа по подготовке программы капремонта многоквартирных домов и многое другое. Также не может глава смело говорить о хороших темпах ввода жилья – ведь строят частники, а не город. Заодно частники строят сети к своим новым домам, а потом передают их в муниципалитет. Фактически это однобокое развитие, простая практика. Не будет этого бизнеса – рассказать будет не о чем.
Под вопросами некоторые «достижения». Было вытащено из банкротства муниципальное предприятие «Водоканал». После того, как сменилась областная власть, это было поставлено личной задачей для главы администрации. Сейчас долги погашены, пошла прибыль, начались ремонты. Правда, цена этих успехов – можно сказать героический труд работников, которым зачастую не выдают материалов, сокращают мастеров на всех участках и т.д. Грандиозный ремонт дорог в 2014 году «спонсировался» из областного дорожного фонда, за что и спрашивалось. Выделенные в бюджете средства на текущий ремонт домов до 1960 года постройки не могли освоить полностью. Акарицидная обработка от клещей в прошлом году была, но не в те сроки, из-за чего клещи массово попадались в парках города вплоть до сентября. Выросло количество туристов и экскурсантов (правда, не сказано, с какого количества, только «до какого»), потому что стал дорогим заграничный отдых. И ещё много чего, не попавшего на слайды.
Отметил сити-менеджер, что город поддерживает инициативу «снизу» (которая сразу глохнет от инициативы бизнеса или от отсутствия у города творческой организационной нотки в работе, что показывает лишь незаинтересованность в развитии города, примеры тому – попытка застройки пруда в центре города, о которой также было упомянуто на встрече). Отметил работу ТОСов (куда тратятся немалые деньги на проведение местечковых праздников вместо крайне полезных дел в том же районе при упомянутом дефиците бюджета). Сказал, что администрация всегда принимает предложения и замечания, что готова к общению с населением. Тут же посетовал сам на себя, что в прошлом году администрация «поздно вошла в информационное поле» для разъяснений по установке общедомовых приборов учёта воды. Закончилась презентация отчёта почему-то работой городских кладбищ. Как говорится, начали за здравие, а кончили за упокой. Собственно, это логично при действующей экономической и политической системе.
Но жители города пока оптимистичны. Честно говоря, ни одного вопроса непосредственно по отчёту у присутствующих не возникло. Все заданные главе администрации 35 вопросов касались озвучивания насущных проблем – состояния дорог, проездов и дворов (асфальтирование и освещение), коммунальных заморочек, парковок, работы управляющих компаний, отсутствия городских туалетов, перспективы парка «Берендеевка» и потери кинотеатра «Дружба», установки дорожных знаков и оживлённости некоторых дорог. Каждый желал непременно сказать свою задачу, хотя ответы сити-менеджера не радовали, если их вообще можно было считать ответами. В такой обстановке было ясно, что интересоваться подробностями работы администрации в прошлом году не имеет никакого смысла. Хотя можно было бы спросить, почему уже который год администрация не разрабатывает критерии эффективности выполнения городских программ, несмотря на постоянные замечания контрольно-счётной комиссии. Или почему на конкурсы выставляются порой сомнительные технические задания (например, при организации реверса за 14 млн.). Почему не были созданы условия для работы территориальных органов, вскоре признанных неэффективными. И много ещё о чём, деликатно не отмеченном на слайдах.
Через полтора часа «отчёта» отчитывавшийся сказал: «Ну, всё, последний вопрос, а то уже время…». С явным облегчением он передал микрофон специалисту комитета городского хозяйства для разъяснения по резко возросшей плате за отопление, пообщался ещё с парой человек и заспешил к выходу. Такой вот выход из «информационного поля».
Кстати, есть определённый плюс в работе городской администрации и по разъяснениям в сфере ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО). Если в прошлом году приходилось требовать объяснить каждое безрадостное нововведение, то сейчас уже на второй рабочий день после получения платёжек были соответствующие сообщения. К сожалению, работать опережающим образом в информационном (да и в реальном) поле этой сложной отрасли пока не получается. Что и говорить обо всей остальной работе городских властей?