Последние новости

Реклама

«Великая торговая стена» Яценюка. Вводя дополнительные пошлины, Киев форсирует выход из зоны свободной торговли СНГ

Москва планирует обсудить в рамках СНГ законность введенного Украиной дополнительного сбора на российские товары.
Об этом сообщили «РИА Новости» в Минэкономразвития. Вспомним, в феврале текущего года в Киеве решили залатать дыру в казне, а, заодно, насолить Москве, введя дополнительные импортные пошлины на товары продовольственной группы в размере 10%, а на промтовары — 5%.

Учитывая, что указанная мера обернется снижением конкурентоспособности российских товаров на рынке «незалежной», за этим решением легко просматривается последовательная политика Киева, направленная на разрыв торгово-экономических связей с Россией. Если лидеры СНГ будут строго руководствоваться буквой закона, инициатива правительства Яценюка должна быть воспринята как заявка на выход из зоны свободной торговли СНГ. Что украинские власти неоднократно анонсировали, но пока ещё не успели претворить в реальность.

Соответствие протекционистского демарша Киева нормам ВТО также вызывает сомнения. По информации РИА «Новости», неназванный источник в правительстве РФ заявил, что Россия пока не видит необходимости в принятии зеркальных мер в отношении украинского импорта. Тем более что не далее как 1 января 2016 года закончится действие моратория в реализации экономической части соглашения об евроассоциации. До этой даты ЕС предоставил майданному режиму односторонние преференции: украинские товары поставляются в Европу беспошлинно, европейские – на прежних основаниях. Как только ставки импортных пошлин на товары из Евросоюза обнулятся, Россия (а вместе с ней и все страны Таможенного союза) автоматически выходит из режима свободной торговли с Украиной. Потому в этом случае возникнет возможность реэкспорта беспошлинных европейских товаров.

Судя по всему, киевские власти пытаются ускорить появление точки невозврата. Так, 20 марта первый замминистра экономического развития Алексей Лихачев заявил о том, что Россия видит признаки имплементации Украиной экономической части соглашения об ассоциации с ЕС, не дожидаясь 1 января 2016 года.

По его словам, «принимаются законы, выходят за определенные нормативные акты, какие содержат, на наш взгляд, признаки имплементации ряда положений экономической части договора об ассоциации, связанные с техническим регулированием, фитосанитарными нормами, стандартизацией».

В этом смысле дополнительный импортный сбор, который Украина установила с 25 февраля, может стать «последней каплей» в чаше терпения российского руководства.

Заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин отмечает, что СНГ это достаточно аморфный институт.

– Здесь нет постоянно действующих органов власти, какие бы принимали решения. По большому счету это добровольный институт. В настоящее время эта международная структура работает в консультативном режиме.

В этом случае мы видим конфликт международной документации и правил. С одной стороны, существует ЗСТ СНГ, с другой есть ЕАЭС, а, с третьей – ВТО. Владимир Путин уже говорил, что в случае открытия украинского рынка для европейских товаров (что ожидается в конце текущего года), Россия и страны Таможенного союза закроют свои рынки от украинских товаров. Для того, чтобы избежать наплыва беспошлинных европейских товаров на территорию ТС.

Для украинских товаров данный рынок также будет закрыт. Более того, даже у себя дома Украина не сможет конкурировать с европейскими товарами. Сейчас это ещё не так проявляется в силу того, что гривна сильно девальвирована. Плюс европейцы предоставили Киеву преференциальный режим на год – ввоз европейских товаров облагается пошлинами, а украинский экспорт в Европу нет.

«СП»: – Чего добивается Киев, повышая уровень импортных пошлин на российские товары – ещё один политически мотивированный антироссийский демарш, или им движет банальное желание заработать?

– Трудно сказать, но мы можем предъявлять претензии по линии международного законодательства – из ЗСТ СНГ Украина не вышла. А режим свободной торговли не предусматривает произвольное введение пошлин в отношении всех товаров (кроме той их части, которая прописана в соглашении). По-моему, речь идёт об новый попытке под шумок пересмотреть ранее достигнутые договоренности, спровоцировать нервную реакцию Москвы. Дескать, опять «кровавый режим» пытается экономически «задушить» «молодую демократию».

Реально значимых экономических выгод для Украины, какие измерялись хотя бы десятками миллионов долларов, я не вижу. Тем более, что к 1 января 2016 года (времени полной имплементации экономической части евроассоциации) на таможенной границе РФ и Украины автоматически появятся заградительные барьеры в виде пошлин.

«СП»: – Насколько существенно для РФ увеличение пошлин на российские товары?

– В принципе, товарооборот с Украиной мы замещаем. Как российскими, так и зарубежными товарами. Даже в таких чувствительных сферах как оборонная промышленность: военное сотрудничество между нашими странами полностью заморожено.

Осенью для Украины закончится преференциальный режим в торговле с Европой. В такой ситуации я просто не вижу перспектив для украинской экономики. С одной стороны, произойдет резкое снижение конкурентоспособности украинских товаров на внутреннем рынке. Плюс произойдет закрытие внешнего рынка (страны ЕАЭС), на который данные товары могли направляться. С другой стороны, мы видим плачевное состояние платежного баланса. Ещё несколько лет такого дефицита и Украина станет банкротом.

Учитывая, что суверенные рейтинги этой страны находятся на уровне «плинтуса», кредитоваться украинским властям будет все сложнее и сложнее. Рано или поздно просто не найдется такой силы, которая ни по политическим, ни по экономическим соображениям будет готова кредитовать украинскую экономику.

«СП»: – Следует также учитывать разрыв связей с наиболее промышленно развитым Донбассом.

– Я подозреваю, что Донецком и Луганском дело не ограничится. Это ещё не предел дезинтеграции. Это означает, что страна автоматически лишается металлургического экспорта, угля и много чего ещё. На фоне не самой благоприятной внешней конъюнктуры, у Украины, по большому счету, нет товаров для реализации. Это патовая ситуация.

Никакой экономической логики в политике команды Порошенко и Яценюка не просматривается. Это похоже на «пир во время чумы» или, если угодно, экономический мазохизм с легко прогнозируемым исходом.

«СП»: – Совет директоров МВФ одобрил новый кредит для Украины в размере $17,5 млрд. Первый транш на сумму $5 млрд. получен. Это спасение для «незалежной» или всего лишь «продление агонии»?

– Насколько я понимаю, мир в стране выступает условием предоставления кредита. В страну, раздираемую внутренними противоречиями, никто вкладываться не будет. Так что киевской «партии войны» размораживать конфликт с ополченцами не с руки. Потому что тогда можно с финансовой точки зрения «протянуть ноги».

«СП»: – Новые элиты, похоже, рассматривают страну как трофей. Вот уже начался дележ «лакомых кусков». Можно вспомнить конфликт между Коломойским и Порошенко из-за «Укрнафты».

–Понятно, что выделяемые международными институтами суммы в условиях коррупции и олигархических войн будут попросту разворованы. Украинские экономисты говорят о том, что для «перезапуска» производства требуется порядка $40 млрд. Международные кредиторы пообещали данную сумму, но «удовольствие» будет растянуто на несколько лет.

В этом году МВФ обещает выделить $10 млрд. При том, что в 2015 году Украине требуется отдать $11 млрд. То есть, по сути экономика ничего не получает, а Запад выделяет деньги под рефинансирование собственных долгов.

В любом случае, пока будут поступать обещанные $40 млрд., Киев ещё не раз и не два окажется на грани дефолта. Если, конечно, не изменится внутриполитическая конъюнктура.

«СП»: – Что будет означать дефолт для Украины и её граждан?

– В первую очередь, это приведет к резкой и жесткой девальвации валюты, что ударит по жизненному уровню людей. Наверное, многострадальное население Украины не этого ожидало от евроинтеграции.

Реструктуризация кредита будет означать для Украины превращение в должника на многие годы. Без одобрения со стороны кредиторов правительство в Киеве не сможет принять ни одного значимого экономического решения. Фактически это приведет к утрате экономической независимости. Плюс дефолт будет означать утечку капиталов, вывод денег и активов из страны всеми олигархами.

«СП»: – Почему российские власти в экономическом плане демонстрируют миролюбивый настрой, в то время как украинские элиты действуют предельно жестко?

– Да, уже известно, что Украина отказалась выплатить в этом году кредит, полученный ещё правительством Януковича (около $3 млрд.). Москва даже обещает скидку за газ. Здесь, правда, есть прагматический интерес – наши власти не рискуют идти на обострение в условиях, когда Украина сохраняет статус транзитера российских энергоносителей.

Вообще российские власти ведут себя предельно прагматично. Напрашивается такая аналогия. Один человек (Россия) находится на берегу, а другой (Украина) попал в трясину. Мы пытались протянуть руку помощи, но барахтающееся в болоте государство не приняло помощи. Дескать, на другом берегу у него есть альтернатива. Не лезть же России за Украиной в трясину. Если говорить откровенно, нам ничего не остается, как стоять на берегу и ждать, когда вопрос украинской государственности разрешится сам собой.

По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, правительство Яценюка всего лишь продолжает курс на полное разрушение взаимосвязей между Украиной и Россией.

– В том числе и в торговой сфере. Ничего удивительного здесь нет. Другое дело, как Украина будет жить дальше. Такое впечатление, что её элиты надеются на «конец света», потому что тогда уже не надо будет ничего делать. То ли, надеются на «волшебника» из Вашингтона, который будет спонсировать данный аванпост русофобии в Европе.

С точки зрения здравой логики мне трудно оценивать действия Украины как в военно-политической сфере (речь идёт о фактическом срыве минских соглашений), так и в экономической. Не понятно, чем и с кем они вообще собираются торговать.

«СП»: – Несмотря на обнуление экспортных пошлин в торговле с ЕС, товарооборот Украины с Европой только сокращается.

– Совершенно верно, уменьшение продаж составило 37%. А экспорт в Россию упал на 67%. Киев должен быть готов к тому, что отсекая наш импорт, мы будем применять ответные защитные меры.

«СП»: – Пока кабинет министров Медведева не решается на ответные меры. Как-то слишком либеральничаем мы с нашими майданными оппонентами.

– В этой связи можно вспомнить заявление, что РФ Россия не будет требовать от Украины досрочного погашения долга за газ, а это почти $2,5 млрд. Киев уже заявил, что не будет покупать российский газ в апреле. И Вправду, а что его приобретать, если производство стоит. То, что Россия молчит, это политическое решение. Окончательное слово останется не за каким-то анонимным «источником в правительстве», а за Владимиром Путиным.

И, вообще, у меня такое чувство, что украинское руководство так далеко не загадывает. Главное «насолить» России. Яценюк подсознательно чувствует, что те проблемы, какие он наплодит в российско-украинских отношениях, придется решать кому-то другому. Украинские власти, будучи ставленниками США, действуют по принципу «чем хуже, тем лучше». Это «партия войны», которая может существовать только в режиме острой конфронтации с Россией. В идеале, войны с ней.

Гривна упала, цены выросли, искусственно ограничивать импорт товаров означает провоцировать инфляцию. Конечно, определенный смысл можно найти. В конце концов, поставки российских товаров по долгосрочным контрактам продолжаются. В такой ситуации ввести дополнительные импортные пошлины, означает получить дополнительные средства в бюджет. А о том, что будет потом (Россия ведь может ввести ответные меры), никто не думает.

Киев сейчас озабочен только одним – где бы найти средства на продолжение войны. И заодно, показать «фигу» Москве. А что будет дальше – пусть решают другие. Это политика временщиков. Отдавать долги будут другие.

«СП»: – Может, Москве не стоит дожидаться апофеоза евроинтеграции и окончательного развала украинской экономики, инициировав вопрос об исключении «незалежной» из зоны свободной торговли СНГ?

– Кстати, требуется ещё посмотреть, насколько решение о повышении пошлин соответствует нормам ВТО. Так или иначе, не уверен, что Россия будет торопить события. Это решение придется согласовывать со всеми странами СНГ. Проще ответить зеркально – ввести аналогичные пошлины на украинские товары.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля