Последние новости

Реклама

24 апреля 2015 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона №681497-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в части установления требований по сохранению анадромных видов рыб на путях нерестовых миграций).
Вопрос сохранения водных биологических ресурсов является приоритетным для государства и населения нашей страны.

На примере Каспийского бассейна все хорошо знают, к чему приводит истощительное и неэффективно регулируемая эксплуатация водных биологических ресурсов.

В конце 1970 года благодаря комплексу научно-обоснованных решений по сохранению и воспроизводству осетровых видов рыб их добыча достигала максимальных значений за всё советское время и составляла 27 тысяч тонн.

На сегодняшний день добыча осетровых вообще запрещена, в связи с катастрофическим сокращением численности во многих районах, а местами и их полным исчезновением. Многие представители семейства осетровых внесены в Красную книгу.

Такая ситуация связана, прежде всего, с деятельностью человека, в том числе с браконьерством и отсутствием эффективных механизмов рационального использования осетровых видов рыб.

Велики проблемы и с восполнением запасов осетровых. Мало того, что подавляющая часть осетровых, идущих на нерест, изымается ещё в море и на подходах к рекам, в которых они должны оставить свое потомство, большинство нерестилищ, на какие они идут, отрезаны плотинами и разграблены добычей песка. Естественное воспроизводство осетровых в большинстве рек России в реальных условиях отсутствует.

В плачевном состоянии находится и созданная в советские годы уникальная система искусственного воспроизводства рыбных запасов. Заложенная в пятидесятых-шестидесятых годах система рыбоводных заводов была предназначена в первую очередь для восполнения запасов осетровых, подорванных гидростроительством.

В настоящее время государство принимает меры по стабилизации ситуации и возрождению осетрового хозяйства Каспия, вместе с тем решаемая задача требует существенной финансовой поддержки и является долгосрочной, так как для восстановления осетровых видов рыб до уровня, при котором их добыча не принесет вреда популяции, необходимы годы кропотливой работы и государства и населения.

Но осетровые – это только один вид ценного во всех отношениях водного биоресурса, тогда как наша страна имеет богатейшую природоресурсную базу, каждая составляющая которой нуждается в сохранении и рациональном использовании.

Так, на Дальнем Востоке в объеме более 300 тыс. тонн ежегодно в прибрежной зоне добывается тихоокеанский лосось (горбуша, кета, нерка и др.), который дает 10% от общего вылова Российской Федерации, обеспечивает 21% стоимости всей рыбной продукции Российской Федерации, 15 % налогов и сборов от отрасли в доход бюджетов различных уровней, обеспечивает сезонной работой более 40 тыс. человек, а с учетом вовлеченных в переработку рыбы на берегу - до 175 тыс. человек. Большая часть продукции из лососевых видов рыб поступает на внутренний рынок, обеспечивая продовольственную безопасность страны.

Помимо организации рыболовства тихоокеанского лосося государством проводится работа по его искусственному воспроизводству в целях пополнения численности. Так, выпуск молоди тихоокеанских лососей в 2014 году более чем 30 рыбоводными заводами составил 1,0 млрд. штук, из них 392,760 млн. штук лососевых выпущено рыбоводными заводами Росрыболовства.

Сформированная нормативно-правовая база, регулирующая добычу (вылов) тихоокеанских лососей, а также организационные меры, предпринимаемые отраслевым ведомством, органами исполнительной власти приморских субъектов Российской Федерации и рыбопромышленниками, позволяют добиваться высоких показателей.

Вместе с тем в целях сохранения достигнутой динамики добычи лососей и производства продукции из них в прибрежной зоне без ущерба популяции вида назрела потребность пересмотреть способы добычи тихоокеанских лососей с учетом путей их нерестовых миграций.

Именно с этой целью разработан проект федерального закона №681497-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Дрифтерный промысел в исключительной экономической зоне России приводит к существенному снижению объёма лосося в зоне прибрежного рыболовства, что негативно сказывается на развитии береговой перерабатывающей инфраструктуре, сокращает объёмы поступающих в бюджет платежей, способствует увеличению безработицы, снижению уровня обеспечения социальных гарантий, увеличению уровня бытового браконьерства.

В целях сохранения оптимального потенциала естественного воспроизводства тихоокеанских лососей законопроектом предлагается ввести запрет на использование пелагических или плавных (дрифтерных) сетей на путях нерестовых миграций лососей.

Запрет дрифтерного промысла является общемировой практикой.

Еще в 1991 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Резолюция о необходимости введения моратория на широкомасштабный дрифтерный промысел в открытых водах Мирового океана в связи с крайне негативным воздействием пелагических дрифтерных сетей на морские экосистемы.

С 1992 года действует Конвенция «О сохранении запасов анадромных рыб в Северной части Тихого океана» (НПАФК), предусматривающая полный запрет дрифтерного промысла лососей за пределами 200-мильных зон России, США, Канады, Японии и Республики Корея.

Также дрифтерный промысел запрещен в Южной и Северной частях Тихого океана, с 2002 года - в Атлантике и Средиземном море, прекращен в Фарерской экономической зоне, а также с 1 января 2008 года - запрещен и в странах ЕС.

В США и Канаде введён запрет иностранного дрифтерного промысла в территориальных водах, а дрифтерный промысел компаниями США существенно ограничен требованиями к размеру орудий, что позволяет минимизировать вред, причиняемый окружающей среде.

В России дрифтерный промысел лосося осуществляется в исключительной экономической зоне рыбопромысловыми судами Японии и России.

Мы - единственная страна, допускающая в своей исключительной экономической зоне широкомасштабный дрифтерный промысел, осуществляемый, в том числе, судами иностранного государства.

Фактически дрифтерный промысел тихоокеанских лососей ведётся у берегов одного субъекта Российской Федерации – Камчатского края и оказывает чрезвычайно негативное влияние на воспроизводство лососей и их подходы к побережью Камчатки.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят сохранить, а впоследствии и увеличить стадо дикого лосося в Тихоокеанском бассейне - как основу устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса на Дальнем Востоке страны, обеспечить импортозамещение и укрепить продовольственную безопасность России.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля