Одной из самых обсуждаемых тем последних дней в Крыму стал публичный демарш главы республики Сергея Аксенова против ФСБ, задержавшей министра промышленной политики РК Андрея Скрынника, сообщает издание «Крым Медиа».
Собственно, само задержание, его причины в виде якобы похищенного имущества на 48 млн рублей и даже последовавшее за этим освобождение подозреваемого чиновника быстро потеряли информационную актуальность после того, как Сергей Аксенов публично встал на защиту своего подчиненного. Более того — пригрозил созданием специальной комиссии, которая должна была контролировать обоснованность преследования правоохранителями сотрудников органов исполнительной власти. С этого момента стало понятно, что: а) проблемы у руководства Крыма есть; б) их много; в) это не только управленческие ошибки, но и откровенный криминал и коррупция. Реакция на весьма бурное поведение главы новообразованного региона не заставила себя ждать. По крайней мере, в российском информационном пространстве.
Что это было?
По мнению подавляющего большинства экспертов, высказавшихся на данную тему, — переоценка собственного авторитета и переход за пределы дозволенного в отношениях с федеральным центром. «Сергей Аксенов эмпирическим путём проверил границы своих возможностей», — заявил BFM.ru руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. При этом, крымский премьер явно не учел того, что «публичное выяснение отношений с силовиками — не лучший инструмент разрешения подобной ситуации со стороны главы региона», цитирует «Коммерсант» по этому поводу политолога Евгения Минченко.
Даже принимая во внимание эмоциональную причину высказываний Сергея Аксенова, в них все равно содержится много такого, что теперь требуется либо доказывать, либо так же публично опровергать. В частности, под сомнение были поставлены профессионализм и объективность специалистов Федеральной службы безопасности страны, а саму службу чуть-ли ни напрямую обвинили в «провокации» — «сфальсифицированном» «заказном» преследовании крымского министра.
Кроме того, заявляя о создании комиссии по защите чиновников, Сергей Валерьевич сгоряча «присвоил» себе и коллегам полномочия надзорного ведомства и намекнул, что им предстоит бороться с целым заговором «людей с материка», какие стремятся дискредитировать местную власть. Кстати, последнее заявление политологи считают весьма неудачным, что тактика «давить на жалость» в российских политических реалиях давно уже не срабатывает.
Не дожидаясь реакции центра на «заговор очернителей», поддержать лидера поспешили глава крымского парламента Владимир Константинов и депутат Госсовета Сергей Шувайников. Остальные традиционные комментаторы из числа тех же депутатов, политологов, журналистов и общественников предпочли отделаться общими фразами, либо хранить гробовое молчание.
В то же время у представителя президента Российской Федерации в КФО журналистам сразу же дали понять, что находятся над конфликтом и, мягко говоря, не вполне разделяют скандальные заявления главы региона. Очевидно, что позицию президентской администрации вскоре растолковали и самому Аксенову, что сначала постановление о создании спецкомиссии исчезло с сайта Совета Министров, а затем и вовсе было решено ничего не создавать.
Все точки над «i» в образовавшемся скандале должна была расставить встреча главы республики с журналистами в прямом эфире государственного телеканала. Но она лишь увеличила количество вопросов к крымскому правительству и укрепила уверенность в том, что дыма без огня не бывает. В частности, стало понятно, что конфликт с федеральными ведомствами далеко не исчерпан, и что претензий у них нет разве что только к самому Сергею Аксенову. При этом глава республики на собирается сдавать позиции, он будет и в дальнейшем блюсти территорию и решительно пресекать любые попытки извне повлиять на кадровую политику. «...Друзья мои, я не тот, кем тут манипулируют. Я упереться так могу, что никто мне ничего не пришлет. Ни у кого на посылках я здесь бегать не буду, и никакие службы не заставят меня изменить позицию ни по каким ситуациям», – заявил в телеэфире крымский премьер.
В чем причина?
Ответ на данный вопрос, считают эксперты, лежит чуть-ли не на поверхности. Налицо целый букет причин, действий и бездеятельности как местных, так и федерального уровня чиновников и ведомств, какие, в конце концов, и привели к образованию этой «опухоли», а потом и к её публичной демонстрации.
Во-первых, о том, что правительству Крыма нечем хвастаться, было известно давно. Громкие обещания, взятые с потолка цифры грядущих достижений, зачистка информационного пространства от неугодных СМИ, какие могут бросить тень на эффективность «команды победителей» – все это воспринималось как болезни роста и трудности переходного периода. Но Москва ещё в прошлом году предупреждала, что эйфория крымчан скоро закончится, и крымским властям пора бы перейти от бесконечных обещаний к конкретным результатам в решении проблем региона. Другими словами, призыв одного из вице-премьеров «Ликуем!» требуется бы заменить на «Работаем!» и приступить, наконец, к работе. Предупреждению не вняли.
Во-вторых, слишком уж явное копирование стиля и методов управления Рамзана Кадырова сыграло с Сергеем Аксеновым злую шутку: он не учел, что разница между Чечней и Крымом огромна и то, что может себе позволить глава пережившей две войны Чечни, вряд ли будут терпеть от руководителя курортной республики. Особенно, если дело касается коррупции и злоупотреблений его подчиненных. «...Ставить знак равенства между двумя этими людьми нельзя: Кадыров и вправду незаменим, а что касается Аксенова, то при всех его заслугах в проведении референдума, все-таки его возможности не безграничны», — считает политолог Константин Калачев.
В-третьих, концентрация власти — это не только огромная ответственность, но и огромные финансовые потоки, за контроль над которыми наверняка развернулась невидимая глазу рядового обывателя борьба. А периодически возникающие слухи то об отставке министра по делам Крыма Олега Савельева и расформировании самого министерства, то о ликвидации КФО и включении полуострова в Южный федеральный округ — её публичные проявления.
«Конечно, Аксенов желал бы, чтобы именно правительство Крыма было реальным центром принятия решений и координации с точки зрения инвестиционных проектов, считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Я так понимаю, самой концепцией министерства Крыма, полпредства была заложена идея, то, что федеральный центр туда будет инвестировать, он сам будет этим управлять. По сути, выбор между двумя моделями: либо стандартная — на общероссийских условиях работа в интеграции регионального уровня власти в общегосударственное управление и ответственностью губернатора, либо режим прямого внешнего управления во всем, что касается серьезных инвестиционных проектов. То решение, которое будет принято, оно нам и сигнализирует о том, какой выбор Кремлем сделан».
Судя по заявлению председателя Совфеда Валентины Матвиенко, судьба промежуточного министерства хоть и не решена окончательно, но уже предопределена. Да и предложения упразднить КФО говорят о многом. Похоже попытка сделать ставку на местную патриотическую элиту в Крыму себя не оправдала. Причем, не только в республике, но и в Севастополе. Одного патриотизма оказалось недостаточно, чтобы обеспечить «сакральному региону» то развитие, за которое президенту не будет стыдно ни перед страной, ни перед миром.
Чего ожидать дальше?
Политические эксперты уверены, что кадровых изменений пока не последует. Все останутся при своих должностях и даже при своих интересах, но при условии, что сделают правильные выводы. Ведь оказалось, что авторитет действующей власти в Крыму переоценен, недовольство населения сильнее, а коридор доверия у´же чем предполагали сами чиновники.
Особенно уязвимыми отныне видятся позиции не только попавшего под подозрение министра, но и двух вице-премьеров — Шеремета и Полонского. Свою роль в этом сыграли и скандалы с национализацией, и ущемление прав бизнеса, и серьезные просчеты в сфере транспорта, связи, в работе со СМИ. В случае, если качество их работы не станет лучше, авторитета главы республики может и не хватить.
На что ещё обращают внимание, говоря о ситуации в Крыму, так это на то, что ожидаемого затишья со стороны федеральных медиа больше не будет. Кредит исчерпан.