Недавние события в Мукачево показали, что «Правый сектор» , явившейся главной движущей силой майданной революции, фактически вышел из-под контроля и становится опасным для этой власти. Боевики в открытую угрожаютПорошенкорасправой. Так, абсолютно ни от кого не скрываясь, пресс-секретарь «Правого сектора» Скоропадский заявил в связи с трагическими событиями в Мукачево: «Если будет новая революция, украинский президент Порошенко и его соратники не смогут скрыться из страны так, как это сделал предыдущий президент. Они не могут ожидать ничего, кроме как казни в каком-нибудь темном подвале, которую совершит группа молодых украинских военных или членов Национальной гвардии»
Президент молчит. Похоже, не знает, как усмирить это дикое племя.
Можно лишь предположить, что следуя испытанному правилу «клин клином вышибают», украинский президент попытается опереться на силу армейских штыков. Потому что ясно, что удержаться режим способен только на опасно колющих зад стальных основаниях. Проблема в том, что обладатели и держатели штыков также все чаще предъявляют Киеву личный счет.
На днях бойцы 2-го батальона 17-й танковой бригады ВС Украины выдвинули ультиматум президенту Порошенко и пообещали игнорировать любой приказ командования, пока не будет объявлено об их демобилизации, сообщает сайт Вести.ру. Все сроки вышли. А их продолжают держать на позициях фактически на голодном пайке. Зато командир бригады отбыл в отпуск.
Танкисты заявили: раз командованию плевать на них, то они будут любой приказ этого командования игнорировать. А это уже бунт.
Грозят массовыми протестами и так называемые «добровольцы». Те, кто отправился воевать на Юго-Восток по собственному желанию в составе территориальных батальонов. Теперь они говорят, что власть их «кинула».
Согласно закону, вступившему в действие в прошлом месяце, членам добровольческих батальонов, участвовавших в боевых действиях на Донбассе в составе ВСУ и МВД, предоставляется статус участников АТО и соответствующие социальные льготы,напоминает ИА «ПолитНавигатор». Тем Не Менее получить статус нереально. Правительство требует заполнить первоначальный бланк, где указывается звание, дата прибытия в зону АТО и номер приказа, чего у бойцов нет, так они не являются военнослужащими.
Обиженные «герои» обещают встать под зданием Кабмина и требовать решения своих проблем. А это уже не мирные акции протеста отчаявшихся пенсионеров и бюджетников. Данные могут и оружие в ход пустить.
Фактически Порошенко оказался в «заложниках» тех самых людей, какие привели его к власти.
Прокомментировать возможные сценарии развития ситуации в украинской армии «СП» попросила директора Украинского филиала Института стран СНГ Дениса Денисова:
— Безусловно, события в Мукачево продемонстрировали всем (и на Украине, и в мире), что ни президент, ни министерство обороны, ни МВД не контролируют ситуацию, связанную, во-первых, с так называемыми «добровольческими батальонами». Во-вторых, с имеющимся у населения на руках оружием. Так что вполне возможно, это не последний подобный инцидент.
А ведь ещё полтора года назад, когда только конфликт разгорался в Донбассе, и начали формироваться первые батальоны из националистов, в экспертной среде очень многие делали акцент на том, что выпустив джина из бутылки, его потом будет очень сложно обратно загнать. Обладая достаточно серьезным вооружением, определенной структурой, фактически неконтролируемые формирования (а на Украине сейчас порядка пятидесяти различных «добровольческих батальонов») просто будут становиться частными армиями, какие за деньги, либо за иного рода вознаграждение, примутся решать узкокорпоративные задачи. Что в итоге и произошло. Это наглядно показывают последние инциденты в Закарпатье.
Там основной причиной произошедшего является банальный передел контроля за границей. Как мы знаем, в Закарпатье три границы со странами Евросоюза — со Словакией, Венгрией и Румынией, какие приносят многомиллионные прибыли контрабандистам. Вот конкуренты и решили выяснить бизнес-отношения.
С другой стороны, следует отметить, что все заявления президента, а также министров обороны и внутренних дел о том, что добровольческие батальоны уже инкорпорированы в силовые структуры Украины, совершенно, как оказалось, не отвечают действительности. Конечно, они желали бы представить это как свершившийся факт, тем не менее все совершенно не так.
Поэтому перспективы, на мой взгляд, безусловно, не радужные. Центральная власть, как мы понимаем, сейчас не контролирует так называемые «добровольческие батальоны». А их контролируют целый ряд политиков и олигархов на Украине. Сомнений нет: для достижения тех или иных своих целей — будь-то экономическая выгода либо решение политических вопросов — политики и олигархи будут данные боевые единицы использовать.
Это ещё больше может дестабилизировать ситуацию в стране. А если у центральной власти не окажется сил реально противостоять вооруженному бунту батальонов, Украина просто может распасться на мелкие «княжества» — отдельные территории, какие начнут воевать друг с другом за экономические активы, транспортные коридоры и многое другое.
«СП»: — Неужели у Порошенко и вправду нет рычагов данную махновщину обуздать?
— Безусловно, это серьезная проблема сейчас для центральной власти в Киеве. Да, они фактически не могут контролировать людей с оружием на территории страны. И, разумеется, в этом большая угроза. Потому что при определенных тенденциях и раскладах люди могут оружие повернуть против них.
«СП»: — Тем Не Менее у Киева есть МВД, СБУ, армия, наконец. Официальные силовые структуры разве не в состоянии противодействовать тому же «Правому сектору»?
— Я думаю, на данный вопрос никто точно не ответит. Потому что в данные силовые структуры «добровольческие батальоны» также как бы инкорпорированы. А то, что они не подчиняются — это уже другая проблема.
Здесь просто может быть открыт другой фронт внутри государства, в рамках которого силовым структурам придется противостоять добровольческим батальонам в целых регионах. Тревожные «звоночки» помимо Закарпатья есть уже и на Западной Украине — в Львовской области. Там неонацисты способны реально захватить власть. Как решать данную задачу — в Киеве ещё не знают.
«СП»: — Отчего бы не позвать на помощь американских десантников, например?
— В этом контексте триста иностранных инструкторов вряд ли могут быть полезными. Разве что результатом всего этого будет следующий мемориал доблестно погибшим героям американской армии где-то в Львовской губернии.
«СП»: — Получается, что у президента Украины положение очень серьезное. А страна, что называется, на грани очередного переворота? Уже военного?
— Порошенко сам виноват в том, что ситуация развивается именно так. Потому что никто не заставлял его давать такую свободу, такие возможности националистическим батальонам. Он осознанно шел на все данные шаги.
Со стратегическим мышлением проблема у украинского руководства была всегда. И на сей раз они просто не просчитали последствия. Не просчитали, что батальоны станут для них самих реальной угрозой. Причем, не только угрозой потери власти, тем не менее и жизни.
Шеф-редактор портала «Однако. Евразия», политолог Семен Уралов, в свою очередь, не связывает бунты «Правого сектора» с отдельными просчетами Порошенко:
— То, что происходит на Украине — это системное разложение государственности. Оно началось ещё в 2003—2004 гг., после того, как власть встала на путь евроинтеграции. На путь уничтожение сначала национальной промышленности, потом суверенитета и т. д.
Евромайдан — просто пик этой разрушительной деятельности. Власть-то они взяли. Тем Не Менее её ещё надо удержать. Сегодня единственный шанс у Порошенко и его людей остаться у власти — установить диктатуру. Выбор небольшой — либо развал государственности, либо диктатура.
Если Порошенко не установит диктатуру — её установит тот, кто на это способен. Может быть, и «Правый сектор».