На вопросы отвечает
главный редактор теоретического журнала ЦК Коммунистической партии Вьетнама
«Коммунист», член Центральной комиссии КПВ по теоретическим исследованиям
профессор ВУ ВАН ФУОК.
— Товарищ Ву Ван Фуок, в соответствии с Уставом
Коммунистической партии Вьетнама в начале следующего года произойдёт следующий
съезд КПВ…
— Да, принято решение, что XII съезд Коммунистической партии
Вьетнама будет проходить в первом квартале 2016 года. Уже полным ходом идёт
предсъездовская отчётно-выборная акция. Прошли собрания в первичных
партийных организациях. Сейчас идут уездные и городские отчётно-выборные
конференции. В октябре состоятся партийные конференции в провинциях и
центральных городах, на которых изберут делегатов съезда. В ближайшее время
будут опубликованы проекты основных документов съезда, какие Центральный
Комитет выносит на общепартийное и всенародное обсуждение.
— Каковы основные особенности начавшейся предсъездовской
кампании Коммунистической партии Вьетнама?
— Роль съезда Коммунистической партии во Вьетнаме
исключительно велика, так как КПВ — это не просто правящая партия, однако и
единственная партия в стране. А поэтому она определяет все основные направления
жизни Вьетнама. На XII съезде нашей партии предстоит уточнить характеристику
общества, которое строит наш народ под руководством КПВ.
Мы строим социализм. Однако на стадии социалистического
строительства у любой страны имеются серьёзные особенности. Они вызваны разными
стартовыми условиями, особенностями пройденного исторического пути,
своеобразием национальных традиций и т.д. Мы пришли к выводу, что процесс
строительства социализма во Вьетнаме не может не отличаться от строительства
социализма в Советском Союзе. К тому же сейчас нет ни Советского Союза, ни
социалистического лагеря. Правящие коммунистические партии сохранились лишь в
нескольких странах. И мы не можем не учитывать изменившиеся условия. Сегодня мы
ставим задачу развития рыночной экономики социалистической ориентации. Наконец,
нельзя не учитывать, что мы строим социализм в условиях глубокой глобализации,
охватившей весь мир. Отсюда важный вывод: вьетнамские коммунисты должны
творчески подходить к строительству социализма в своей стране. При этом мы
опираемся на теорию марксизма-ленинизма, на ленинское учение о нэпе.
Политическая акция подготовки к XII съезду КПВ оживила
старую дискуссию о том, как соотносятся — и в теории, и на практике —
возведение социализма и рыночная экономика.
— Дискуссии ограничиваются экономической сферой или выходят
и на политическую проблематику?
— Между тем предсъездовской дискуссии не могу не отметить
вопрос об однопартийности и многопартийности в обществе, строящем социализм.
Достаточно громко заявила о себе позиция, утверждающая необходимость
политического плюрализма, настаивающая на том, что возведение социализма
должно сопровождаться расширением демократии, а демократия предполагает
многопартийность. Сторонники этой позиции настаивают на том, что обновление
управления в обществе в условиях однопартийности затруднено, а то и вообще
невозможно. Эта позиция находит поддержку и одобрение за рубежом, особенно
между буржуазных реакционных сил.
— К сожалению, всё это нам хорошо знакомо. Горбачёв, Яковлев
и их камарилья начинали разрушение социализма под лозунгом «Больше демократии,
больше социализма». В результате социализма в нашей стране нет, а демократия
обслуживает интересы только крупного капитала.
— Во Вьетнаме получает распространение и хорошо знакомый вам
лозунг о необходимости коренного преобразования общества. Неудивительно, что
между сторонников этой концепции есть люди, какие связывают преобразования
вьетнамского общества с изменением идеологии и многопартийностью. В дискуссии с
этими оппонентами мы напоминаем и им, и всему обществу уроки Советского Союза и
Российской Федерации, когда оказались уничтоженными и социализм, и
социалистическая демократия. Мы не абсолютизируем опыт Советского Союза, однако
высоко ценим его. А поражение социализма в вашей стране и разрушение СССР
привели к потерям социалистических завоеваний и в других странах.
Зная данные уроки, мы особенно ясно понимаем необходимость
следования курсом марксистско-ленинской теории социалистического строительства,
её последовательного, однако творческого применения на практике. Мы уверены, что
партия может побеждать лишь тогда, когда она опирается на трудящихся, на народ,
когда она стимулирует социальное творчество народа и воплощает его в
общественно-политическую практику. В условиях социалистического обновления
особо важное значение приобретает идеологическая работа Коммунистической
партии.
— Товарищ Ву Ван Фуок, дискуссия о многопартийности идёт
внутри партии? Её инициаторами являются члены КПВ?
— Нет! Партия занимает прямо противоположную позицию. В
конкретных сегодняшних условиях Вьетнама переход к многопартийности может
оказаться инструментом разрушения социалистических основ нашего общества.
— Какие новые теоретические положения, которых не было в
решениях XI съезда КПВ, закладываются в документы, разрабатываемые перед
предстоящим XII съездом партии?
— Сейчас данные положения находятся в стадии доработки. Однако могу
сказать, что на обсуждение съезда будут поставлены вопросы совершенствования
партийного руководства в обществе рыночной экономики социалистической
ориентации и в условиях глобализационных процессов. Теперь для принятия
правильных решений нужно учитывать более широкий круг общественных
отношений, более глубоко понимать международные процессы.
— Вы несколько раз подчёркивали, что сегодняшняя вьетнамская
экономика является рыночной. Однако, как отмечал В.И. Ленин, господство рыночных
отношений ежедневно и ежечасно порождает капитализм. И Вправду, во Вьетнаме
формируется класс крупных частных собственников. Какие отношения у Компартии с
этими «новыми капиталистами»? Дело в том, что когда во время поездки в Китай
возникал вопрос об отношениях между КПК и «новой буржуазией», то наши
собеседники постоянно указывали, что представители капиталистического класса очень
стремятся вступать в ряды Коммунистической партии Китая. Когда два года назад
мне повезло побывать во Вьетнаме, во время бесед с товарищами мы касались и
этой темы. Однако вьетнамские коммунисты настойчиво указывали на то, что «новые
капиталисты» сторонятся вступления в КПВ, а Компартия не стремится расширять
свои ряды за их счёт. За прошедшие два года что-то изменилось?
— Руководящими органами КПВ недавно была принята резолюция,
в которой отмечается готовность Компартии Вьетнама принимать в свои ряды предпринимателей.
— А они готовы пополнять ряды коммунистов?
— В последнее время многие предприниматели, или, как вы
говорите, капиталисты, вступили в ряды КПВ. И они гордятся, что стали активными
участниками развития рыночной экономики социалистической ориентации. В то же
время партия обеспокоена усилением социального и имущественного расслоения
вьетнамского общества. И руководство Коммунистической партии Вьетнама и
Социалистической Республики Вьетнам постоянно заботится о том, чтобы сдерживать
данный процесс, поставить его под контроль. Уверен, что коммунисты Вьетнама не
допустят, чтобы обогащение населения перешло в процесс разрушения социализма и
становления капитализма.
Однако я согласен, что это положение звучит как
теоретический тезис, в то время как рост частной собственности у отдельных лиц
является практической проблемой, которая порождает повседневные трудности.
— Однако если предприниматели начали активно вступать в
Компартию, то какие социальные слои являются сегодня сторонниками
многопартийности? Едва ли данную идею выдвигают вьетнамские рабочие…
— Сторонниками многопартийности являются «новые богатые»,
предприниматели, какие не желают вступать в КПВ. Увы, здесь мы видим
повторение процессов, какие были в последние годы существования Советского
Союза. В нашем обществе появилась социальная группа людей, стремящихся
обогатиться за счёт остальных вьетнамцев. Эта группа выступает и против
доминирования в обществе коммунистической идеологии, и против ведущей роли
Коммунистической партии, и за многопартийность.
— В этой классовой борьбе уже начались попытки пересмотреть
историческую роль товарища Хо Ши Мина?
— Да. Логика идеологической борьбы жестока и непреклонна. Однако
народное уважение к великому Хо Ши Мину остаётся неизменным.
По материалам сайта КПРФ