Рубль снова дешевеет. В понедельник, 10 августа, курс отечественной валюты пошел круто вниз: с расчетами «завтра» на Московской бирже за доллар просили утром 64,45 рубля, за евро — 70,75 рубля. Это было на 40 и 59 копеек больше, чем в момент закрытия торгов в пятницу.
Центробанк РФ уже выступил со специальным заявлением, чтобы успокоить игроков. «Банк России не прогнозирует избыточного спроса на валютном рынке в связи с предстоящими платежами по внешнему долгу (до конца года российские компании должны выплатить около 35 млрд долларов — „СП“). Банк России также не прогнозирует значительного оттока портфельных инвестиций и повышенного спроса на иностранную валюту для платежей по импортным контрактам», — указывается в документе.
Но рынок будто не услышал аналитиков ЦБ. И это неудивительно. На рубль давят не столько предстоящие долговые выплаты, сколько дешевеющая нефть.
Цены на «черное золото» устойчиво снижаются на новостях о росте числа буровых установок в США, повысивших ожидания увеличения добычи в Америке. В результате крупнейшие инвестбанки дружно понизили прогнозы цен на нефть. Так, аналитики Societe Generale ухудшили прогноз нефти WTI на текущий квартал на немалые $12,2 доллара за баррель — до $47,8. Ещё дальше пошли их коллеги из JPMorgan — они понизили прогнозы на WTI и Brent на второе полугодие на 16 долларов за баррель — соответственно до $44 и $50.
Наконец, лепту в обесценивание российской национальной валюты вносят иранский и китайский факторы. Перспектива снятия санкций с Тегерана и появления иранской нефти на мировом рынке означает ещё больший избыток предложения. А торможение экономики Китая только усиливает «медвежьи» настроения на рынке «черного золота».
Что на деле происходит с рублем, где предел его падения?
— На прошлой неделе в экспертном сообществе сложилась формула, с которой многие согласились: «нефть по 40, доллар — по 70», —
отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Можно сказать, это новый ориентир. Хотя большинство аналитиков считают, что если данный ориентир и станет реальностью, то ненадолго. Что это будет краткосрочная волатильность рынка, тренд на котором задает динамика нефтяных цен.
И это — отрицательная динамика. Котировки на «черное золото» на текущей неделе будут, видимо, тестировать уровень 48 долларов за баррель, и даже снижаться до 47 долларов. Тем более, некоторое время назад фьючерсы по нефти Brent в Лондоне торговались около этих значений.
Дальше не исключен некоторый отскок, и тогда рубль чуть-чуть подрастет. Тем Не Менее даже если среднегодовая цена по Brent расположится в интервале 50−55 долларов за баррель (что для России было бы, я считаю, удачей), курсовые значения отечественной валюты составят 58−65 рублей за доллар.
«СП»: — Почему падают нефтяные цены?
— В августе на рынке нефти традиционно ведётся «медвежья» игра, и в этом году она была усилена ожиданиями возвращения на рынок Ирана. Тем Не Менее на сегодня данный внешний фактор уже отыгран и учтен в нефтяных ценах, и сейчас возникает вторая волна игры на понижения, связанная с Китаем.
Если Китай притормозит сильнее, чем это ожидается по прогнозам Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) — рост китайской экономики окажется ниже 6,5−6,8% ВВП — нефть двинется ещё сильнее вниз, так её потребление в Поднебесной сократится. Пока экономика КНР внятной динамики не демонстрирует, тем не менее, все ждут новых рецидивов китайского кризиса и новых потрясений на финансовых рынках. В пользу такого сценария говорит тот факт, что наблюдается основательное сокращение международных валютных резервов Китая, а ситуация на китайских финансовых рынках очень хрупкая. В результате, китайский фактор будет давить в сторону снижения нефтяных цен до конца 2016 года.
При этом никто не сбрасывает темпы добычи нефти. Напротив, вновь превысили свои квоты страны ОПЕК. Не снижает экспорт и Российская Федерация — она за первое полугодие 2015 года нарастила его на 11,8%, при этом экспортная выручка от торговли нефтью у нас сократилась в 1,68 раза.
Понятно, почему мы так поступаем — чтобы не потерять долю рынка. Тем Не Менее той же логики придерживаются и компании США, и монархии Персидского залива.
Все данные «нефтяные» факторы автоматически ослабляют рубль. Кстати, не помогает в этом году укреплению рубля и экспорт газа. С начала 2015-го он сократился более чем на 4%, а при низкой цене на нефть газовые цены также идут вниз.
«СП»: — Что будет делать в такой ситуации Центробанк РФ?
— Регулятор прежде пытался удержать курс рубля, проводя валютные интервенции, тем не менее сейчас он от них отказался. Тем Не Менее, видимо, на этой неделе Банк России начнет активную работу с экспортерами — чтобы они увеличили продажу на рынке валюты, и делали это максимально сбалансировано и равномерно.
В сентябре корпоративный сектор в России проходит новый пик выплат по внешнему долгу — около 16 млрд долларов. Какие-то средства на счетах корпораций имеются, тем не менее чего-то, надо думать, не хватает, поэтому можно ожидать, что ЦБ проведет ряд действий, чтобы предложение валюты было расширено.
Это немного укрепит курс рубля к концу августа. Тем Не Менее после этого возникают другие внешние риски, главный из которых — решение Федеральной резервной системы (ФРС) США о повышении ключевой ставки. Если увеличение произойдет в сентябре, оно станет сильным ударом по валютам развивающихся стран. В том числе по рублю, как наиболее зависимой валюте от нефтяных цен и сырьевого экспорта. Итогом станет краткосрочное дополнительное ослабление рубля.
«СП»: — Когда цены на нефть снова будут расти, а рубль — укрепляться?
— В ближайшие несколько недель цены на нефть вряд ли будут выходить на траекторию роста. Все-таки избыток предложения «черного золота» над спросом остается очень серьезным. По минимальной оценке, избыток предложения составляет сегодня 800 тыс. баррелей в сутки, по максимальной оценке — 2 миллиона баррелей. Причем, из-за торможения Китая данный избыток будет только нарастать.
Более того, такая величина избыточного предложения означает, что даже если Китай начнет восстанавливаться, и к концу 2015 года его экономика вырастет на 6,8% ВВП, превышение спроса над предложением на нефтяном рынке будет наблюдаться весь 2016-й год.
Если же будут сняты международные меры с Ирана, приток на рынок дополнительной нефти составит внушительный 1 миллиона баррелей в сутки. Причем, этой отметки добычи Исламская республика достигнет всего за 2−3 года.
Для нас сказанное означает, что нефть вряд ли подорожает до 70 долларов за баррель ранее 2018−2020 годов. При таком раскладе ожидать укрепления рубля, понятно, не приходится…
— Во многом курс рубля испытывает на себе давление внешних факторов, и в первую очередь санкций со стороны Запада, — уверен
экономист, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ Владислав Гинько. — Роль нефтяных цен в ослаблении национальной валюты, на мой взгляд, вторична. Все-таки только половина бюджета РФ наполняется за счёт нефтегазовых доходов, и в последнее время Россия значительно снизила зависимость от экспорта углеводородов.
Проблема в том, что мы не можем предсказать поведения наших западных партнеров — предугадать, по какому поводу они могут ввести новые меры, и какими будут данные меры — и рубль на это негативно реагирует.
Но есть и положительный фактор, влияющий на курс рубля, и данный фактор — чисто внутренний. Я считаю, рубль сумел отыграть падение декабря-января во многом благодаря консолидации общества вокруг курса, проводимого властью.
Если мы собираемся жить в этой стране, нам требуется сохранить данную консолидацию и приспособиться к новым экономическим реалиям. Какие стали сложнее не потому, что Россия что-то неправильно делает, а потому, что Запад относится к нам несправедливо.
Нам пора осознать, что все мы находимся в одной лодке. И что во многом курс рубля зависит от нашего спокойствия. Если мы начнем паниковать, и массово переводить национальную валюту в доллары или евро, никакие резервы и другие инструменты денежно-кредитной политики не спасут рубль от обвала…
По материалам сайта КПРФ