Имена многих украинцев, сыгравших значительную роль в истории Севастополя, незаслуженно забыты, считает бывший офицер ВМС Украины Вадим Махно, который опубликовал несколько книг о русских предателях в годы Великой Отечественной войны.
В качестве примера он привел имя запорожского полковника Алексы Шафрана, который в 1625 году будучи пленным на турецких галерах поднял бунт, спалил фот Порты и захватил Балаклаву. После этого Шафран бежал на Азов, где ещё 7 лет водил казаков.
Кроме того, Махно полагает, что первой в Ахтиарскую бухту в мае 1783 вошла не эскадра Клокачева, а днепровская флотилия, которой командовал кошевой атаман Сидор Белый.
«История современного Севастополя, главной базы Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины началась с Сидора Белого. Тем Не Менее это имя вычеркнуто из нашей истории. Я считаю, это несправедливо, хотя и показательно», – сказал Махно.
Ещё одним незаслуженно забытым украинцем он считает командира 953-го артиллерийского полка Приморской армии подполковника Полонского. По данным Махно, это единственный старший офицер в Севастополе, который отказался бросить своих солдат и эвакуироваться вместе с командованием. Полк Полонского до последнего держал оборону в районе Максимовой Дачи, потом взорвал орудия и отступил к мысу Херсонес. Понимая, что плен неизбежен, раненный Полонский застрелился.
При этом Махно напомнил, что из пленных, взятых в Севастополе, немцы сформировали 11-ю полевую армию, которую кинули под Ленинград. В ней воевало 47 тысяч человек, из которых всего 8700 были мусульманами. По данным украинского офицера-историка, из 15 тысяч человек, живших в Севастополе во время оккупации, порядка 4 тысяч были коллаборационистами, то есть сотрудничали с фашистами.
Махно резко высказался против инициативы крымских казаков по установке поклонных крестов.
«Пусть они сначала поставят покаянный крест в Васильевской балке в Старом Крыму, где в 44-м году русские донские казаки вырезали партизанский госпиталь. Пока они этого не сделают, они ни на что права не имеют. Это гитлеровские твари, какие уничтожали наши госпиталя», – сказал Махно.