| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Хочу обратить
внимание на одно интересное событие, которое почему-то осталось почти
незамеченным даже для наших просоветски настроенных блогеров. А именно, весной
этого года вышел в прокат российский художественный фильм «Территория»
режиссера Александра Мельника.
Без
лишних слов скажу, что это очень хорошее и качественное кино на давно забытый
жанр – производственную тему (!). Это уже само по себе большое достижение для
отечественного кинематографа. Однако это не всё. Если я не ошибаюсь, то это первый
за последние 25 лет отечественный кинофильм про советских людей, в котором
полностью отсутствует даже какой-либо намек на антисоветчину. И это я считаю
главным отличием данного фильма.
Кто-то,
наверное, может возразить мне, вспоминая вышедший в 2010 г. фильм «Брестская
крепость». Ведь та картина была многими оценена как чуть ли не единственный
достойный фильм о Великой Отечественной войне за постсоветский промежуток времени. Если бы
не одно однако... Все-таки антисоветская ложка дегтя в бочку меда была брошена. В
конце фильма меня покоробил один эпизод: закадровый голос объявил о дальнейшей
судьбе одного из руководителей обороны Брестской крепости: «Майор Гаврилов Петр
Михайлович был взят в плен тяжелораненым на 32-й день войны. Как и
многие побывавшие в плену, был подвергнут репрессиям, исключен из партии. И
только в 1957 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза».
Многим
может показаться странным и непонятным: зачем понадобилось авторам фильма
«репрессировать» майора Гаврилова? Зачем им требуется было так откровенно врать?
Ведь в реальности этого не было. Достаточно было авторам фильма заглянуть в
Википедию, чтобы убедиться в этом. В биографии отважного офицера никаких
ГУЛАГов не было, а единственная репрессия, если её таковой можно назвать, это временное исключение
из ВКП(б), да и то за утерю партбилета. Однако таков был сверхстрогий партийный
устав того времени. После освобождения из плена в 1945-м командир 44-го полка
майор Гаврилов был восстановлен в звании и три года возглавлял в Сибири лагерь
для японских военнопленных.
Разумеется,
ложью авторов фильма является и фраза о том, что «многие побывавшие в плену»
были репрессированы. Ведь всем хорошо известно уже, что в ГУЛАГ было отправлено
около 18% бывших военнопленных, какие или сдались в плен по собственной
инициативе, или в плену запятнали себя службой фашистам.
***
Но
эта киноложь довольно легко объяснима: невозможно ограбить народ, лишить его
собственности, не привив ему бесовской ненависти к тому времени, когда всё это
было создано. Потому основным принципом постсоветского кино и стало: ничего не
должно стопроцентно положительно показываться и говориться о советских людях, а
тем более о том времени, когда они жили, трудились, творили и воевали…
***
И
полным сюрпризом для нас стал выход на экраны страны кинофильма «Территория»,
являющегося экранизацией одноименного романа советского писателя Олега Куваева.
Как-никак, а данный фильм вообще никаким боком не укладывается в это
антисоветское прокрустово ложе. Поэтому рекомендую: идите и смотрите
«Территорию». Если вы советский человек, то не пожалеете.
Фильм,
как и книга, основан на реальных событиях и повествует об открытии советскими
геологами грандиозного месторождения золота на Крайнем Северо-Востоке страны.
Сюжет
фильма прост. 1960 год. Крайний Северо-Восток нашей страны. Географическая
привязка: «Город» – Магадан, «Поселок» – Певек (Чукотка). После войны стране
крайне требуется золото, однако Территория продолжает давать только олово.
Геологическое управление Территории желают закрыть. Однако главный инженер,
легендарный Илья Николаевич Чинков, убежден, что золото на Территории есть. Он
бросает вызов судьбе и за один полевой сезон берется его найти. Однако для победы
ему нужны люди, какие поверят в золото Территории так же, как верит он сам.
Люди, главный принцип для которых звучит краткой и святой заповедью: «Делай или
умри». Ибо только такие люди способны решать сверхчеловеческие задачи. Будь это
первый выход человека в космос или поиск того же золота Территории.
В
общем, это фильм о сильных духом и очень красивых советских людях, какие на
фоне величественной природы Севера совершают трудовые подвиги, преодолевают
всевозможные препятствия на пути к заветной цели. Фильм – о страсти советского
человека к своему делу, о его одержимости, долге, чести и достоинстве.
«Территория» – это гимн советским людям труда, гимн тем, кто в работе видит
смысл всей своей жизни, а фактически: возможность принести максимальную пользу
своей стране и народу.
«Если
была бы в мире сила, которая вернула бы всех, связанных с золотом Территории,
погибших в маршрутах, затерявшихся на материке, – все они повторили бы данные
годы. Не во имя денег, так как они знали, что такое деньги во время работы на
Территории, даже не во имя долга, так как настоящий долг сидит в сущности
человека, а не в словесных формулировках, не ради славы, а ради того
непознанного, во имя чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека».
Недаром
данный отрывок из книги Олега Куваева стал своеобразным лейтмотивом всего фильма.
С этих закадровых слов начинается и кончается фильм.
Правда,
нельзя не признать, что после просмотра этого фильма остается некоторый горький
осадок и тоска по нашей безвозвратно потерянной советской Родине, и полная
апатия к нынешнему времени – потребительско-обывательскому. Ведь невозможно
снять аналогичный фильм о нынешних трудовых буднях россиян. Если бы
какой-нибудь режиссер, например, вздумал перенести сюжет данного фильма в наше
время, то мы бы все в один голос повторили знаменитую фразу Станиславского: «Не
верю!». И были бы в этом правы. И дело даже не в том, что геолог в наше время
почти исчезающая профессия, а в том, что люди, показанные в фильме
«Территория», совершенно не похожи на нынешних – в массе своей меркантильных
россиян.
Фильм
«Территория» – это для многих моих соотечественников, старых советских людей,
глоток свежего воздуха и виртуальный перенос в нашу уже легендарную мифическую
Шамбалу. По этой же причине, я думаю, подавляющее большинство из нынешней
молодежи вряд ли поймет содержание этого фильма. А главное – они совершенно не
поймут: что движет героями фильма, ради чего и во имя чего они постоянно
рискуют своими жизнями!
Поэтому
закончу словами финала романа «Территория»:
«День
сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается
сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо
обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все
данные годы? Довольны ли вы собой?..
…И
пусть тебе всегда будет слышен из дальнего времени крик работяги по кличке
Кефир: «А ведь могём, ребята! Ей-богу, могём!».
***
Оказывается,
и кинофильмы «могём» снимать человеческие, как в старое советское время. Ещё не
разучились. По материалам сайта КПРФ |