| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | На днях у меня в Фейсбуке развернулась
дискуссия с молодыми товарищами-патриотами о современном искусстве.
Сразу замечу, что в искусстве я не более чем потребитель и на роль
искусствоведа не претендую. Но при всей серьезности темы дошло до
откровенного курьеза. Как вы, наверное, помните, на днях группа граждан,
утверждающая, что они якобы действуют в интересах верующих людей, и
считающая, что законы в государстве существуют не для них, попыталась
устроить погром в Манеже, где далеко не на самом лучшем месте была
развернута экспозиция с говорящим названием «Скульптуры, которых мы не
видим». Скульптуры, какие там выставлялись, и вправду мы с вами
никогда не видели и никогда бы даже не узнали об их существовании, если
бы не прорыв активистов, драка с охраной и опрокидывание части
экспонатов. По некоторой информации, между поврежденных оказались работы
скульптора-авангардиста Вадима Сидура, человека столь же всемирно
известного, сколь и вправду нестандартного и авангардногоЧестно говоря, для молодых людей стало большим открытием, что Вадим
Сидур умер в 1986 году. И в отличие от молодых погромщиков,
зарабатывающих себе таким образом известность, а может, и не только
известность, Сидур с 1942 по 1944 год воевал на фронтах Великой
Отечественной войны, получил тяжёлое проникающее ранение головы и был
демобилизован в звании гвардии старшего лейтенанта. Кроме того, как уже
было сказано, он всемирно известный и и вправду выдающийся
скульптор. Знающие Сидура современники утверждали, что ранение и вообще
военный опыт определили все его творчество.
Тут надо вновь вернуться к названию выставки – «Скульптуры, которых
мы не видим». Почти у каждого выдающегося художника есть часть
творчества, которую не обязательно показывать широкой публике. А лучше
не показывать вовсе. Работы, бывшие на выставке, в СССР не выставлялись
и, по-моему, Сидур от этого только выиграл. Мы-то в нашей образованной
Советской стране, в которой худсоветы надежно ограждали нас от
непотребной части творчества великих людей, знали Сидура по скульптурам
«Взывающий» (установлена около штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке), «Памятник
погибшим от насилия», «Формула скорби», «Портрет Эйнштейна»,
«Скульптура-1» (установлена в СССР в 1976 году у Института морфологии).
Это не проблема художников, какие, несмотря на свою гениальность,
были также земными людьми со своими страстями и желаниями. Это проблема
нынешнего времени, когда в каждом художнике на свет пытаются вытащить
самое неоднозначное и либо полить грязью, либо, что ещё хуже, как
поневоле получилось с работами Сидура, сделать частью провокации.
Так или иначе, но акция в Манеже вновь подняла тему безопасности
объектов культуры. Увы, за последние 25 лет наше общество, с одной
стороны, стало нетерпимым и во многом агрессивным. Как говорил герой
одного фильма, «не мы такие – жизнь такая». А с другой стороны,
художники, и особенно галеристы, получившие полную свободу от
нравственности, норм морали и даже от элементарных приличий, вынужденные
зарабатывать в том числе и самым легким способом – через скандалы,
часто опускаются до откровенных провокаций.
Разумеется, провокаторы составляют самую малую часть от
музейно-выставочного сообщества, но уровень безопасности падает у всех.
Ведь совершенно невозможно предсказать, что и кому не понравится в
следующий раз. Поэтому совершенно неожиданно на фоне нападения на
выставку в Манеже прозвучала новость, что с 1 ноября 2015 года
в реальных условиях все федеральные музеи, в том числе Эрмитаж, останутся без
полицейской охраны.
Формальной причиной стало сокращение численности сотрудников МВД на
10%. Согласно указу президента России, будут сокращены, уволены
сотрудники вневедомственной охраны на стационарных постах в учреждениях.
Музеям предложено заменить полицию сотрудниками частных охранных
предприятий. Это в наше-то время!
Понятно, что у страны под санкциями, находящейся фактически в
состоянии гибридной войны, есть проблемы с деньгами. Но неужели у
Министерства культуры, и так находящегося не в лучшем положении, денег
больше, чем у МВД? Очевидно, что нанять частных охранников смогут только
самые крупные музеи, да и те при этом постараются сэкономить. А что
делать тысячам музеев поменьше? А в провинции? И где гарантия, что
частные охранники окажутся добросовестными и не будут «брать работу на
дом»? Ведь во многих музеях хранятся уникальные и порой весьма
дорогостоящие экспонаты.
Музейное сообщество, особенно на фоне акции в Манеже, было просто
шокировано этой новостью. Министр культуры Владимир Мединский на встрече
с музейщиками пообещал обратиться с таким предложением к МВД и
правительству РФ отменить это решение, но предложил им протестовать и
самим.
Газета «Коммерсант» приводит несколько высказываний музейных
работников, свидетельствующих о том, что музейщики на грани отчаяния. «В
Музее-заповеднике Шолохова есть единственный полицейский пост, который
действует на несколько деревень. Снимут госохрану – и что им делать?» –
говорит исполнительный директор Союза музеев России, который говорит о
большом количестве хищений в региональных художественных музеях. «Для
музея, который находится в лесу и хранит бесценные коллекции, это полная
катастрофа, – отметила директор Государственного мемориального
историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова
Наталья Поленова. – После того как к нам пытались в ночное время залезть три раза
за краткий срок, мы даже попросили третий пост охраны. И то, что с нас
желают снять те два поста, какие стоят, – это конец музея. Мы понимаем
это только так – государство отказывается охранять свое достояние». «Для
нашего музея это достаточно болезненная история, потому что у нас
хранится более 1 млн очень ценных экспонатов. Это и оружие, и
драгоценные металлы – обеспечить им безопасность сотрудники ЧОП вряд ли
смогут», – говорит директор Музея современной истории России (экс-Музей
революции) Ирина Великанова.
Но, помимо больших финансовых проблем, какие неизбежно
встанут при работе с ЧОПами, надо учитывать – частные охранники будут
обходиться как минимум вдвое дороже – полномочия частных охранных
предприятий не идут ни в какое сравнение с полицией, и, даже заплатив
деньги, музеи все равно не получат того уровня безопасности, который был
у них при госохране.
Похоже, опять, как и в случае с пенсионерами Подмосковья,
финансовые проблемы некоторые представители власти предпочитают решать
за счёт самых слабых и беззащитных, в данном случае – за счёт учреждений
культуры. Единственная надежда на то, что в оценке слабости и
беззащитности они ошибаются и общество не позволит бросить задачу
безопасности музеев на произвол судьбы. По материалам сайта КПРФ |