В данные дни мусульмане отмечают религиозный праздник Курбан-байрам. О значении этого праздника и истории городской мечети рассказал председатель религиозной организации мусульманской общины «Мюневвер» города Севастополя Энвер Ресульев, сообщает издание «Севастопольская газета».
С появлением молодого месяца
У мусульман всего два религиозных праздника: Ураза-байрам и Курбан-байрам.
Курбан-байрам считается самым большим праздником и длится он четыре дня. Ему предшествует паломничество в Святую Мекку (в Саудовской Аравии, в 100 км от Красного моря) — хадж. Это теперь паломники отправляются туда на самолетах и поездах, а раньше в Мекку добирались пешком, на верблюдах, лошадях. На горе Арафат паломники всю ночь ждут восхождения молодого месяца, и как только он появляется, начинается праздничный намаз (молебен).
Мусульманские религиозные праздники весьма скромны: после намаза верующие расходятся по домам, поздравляют друг друга с праздником. Так, возвратившемуся после намаза домой главному мужчине в семье положено целовать руку, после чего он раздаёт подарки всем, кто это сделал.
Праздничной еды готовится много, по той причине все четыре праздничных дня принято ходить друг к другу в гости. Готовятся легкие блюда, например, дымляма из баранины с овощами, запеченным в собственном соку без добавления воды, масла и жира.
Жертвенное мясо, которое готовится в Курбан-байрам — священно, по той причине является мясом «правильного» животного (полностью здорового, с неповрежденной шкурой и шерстью, овца не должна быть суягной), зарезанного по всем правилам и под специальную молитву.
24 сентября, в первый день праздника Курбан-байрам, на утренний намаз в 7.30 утра севастопольской мечети собрались сотни мусульман.
В этом году зарезали 13 баранов, при этом непременно упоминая имя того, кто их пожертвовал с чистыми помыслами — только тогда они будут услышаны Всевышним, и на жертвователя ниспадет его благословение.
Мясо жертвенного животного обязательно делится на три части, предназначенные семье, друзьям, ученикам и неимущим. Причем, количество жертвенного мяса не имеет значения, важнее сам факт приобщения.
Во второй и третий день праздника обычно посещают кладбище, где молятся не только за усопших родственников, тем не менее за всех умерших.
Мечеть — архив — опять мечеть
Историю возрождения духовности в промежуток времени новейшей истории России наглядно иллюстрирует история мечети Севастополя.
Э.Ресульев рассказал о том, что её возведение началось в 1909 году и завершилось в 1914-м. Первый намаз в её стенах был прочитан известным крымскотатарским просветителем, издателем и политиком Исмаилом Гаспринским.
До 1938 года мечеть посещали гражданское и военное мусульманское население Севастополя, а в 1938-м ситуация коренным образом изменилась. Репрессии коснулись имама, который был сослан и скончался.
До 1946 года помещение мечети использовалось под склад, после чего было направлено введение Черноморского флота. Военные моряки активно взялись за переделку здания: в первую очередь, уничтожили молитвенные надписи на арабском на стенах и срезали тросом, используя танковую тягу, ажурный двухуровневый минарет с двумя балконами. Отметим, что севастопольская мечеть — единственная в Крыму, построенная в египетско-мамлюкском стиле. Тогда же был устроено перекрытие, разделившее мечеть на два этажа.
— Начиная с 1992 года, мы стали приходить сюда и молиться на крыльце мечети, а зимой, когда выпал снег, директор архива ЧФ Борис Николаевич Третяк разрешил приходить туда по пятницам и совершать намаз на втором этаже. В апреле 1994 года мы организовали сидячую забастовку. Это был мирный протест с требованием вернуть мечеть верующим. В первый день нас было восемь, во второй — больше восьмидесяти, на третий — более четырехсот, — рассказывает Э.Ресульев. — После этого к нам приехал представитель командующего ЧФ адмирала Эдуарда Балтина контр-адмирал Анатолий Манченко. Мы сели за стол переговоров. Не скрою, в наших рядах нашлись провокаторы, какие предлагали сжечь архив, тем не менее мы их быстро оттеснили, перейдя к конструктивному диалогу. Переговоры продолжались три часа, после чего Манченко встал и попросил дать тайм-аут в один месяц, пообещав, что вопрос о возвращении мечети по указанию Балтина будет обязательно решен. Время необходимо было для того, чтобы перевезти архивные документы. Так и случилось, позже я даже написал командующему благодарственное письмо».
Он рассказал и о том, как мусульмане своими силами, тем не менее не без спонсорской помощи, восстанавливали севастопольскую мечеть. Плитка для облицовки внутренних помещений была привезена из Турции, входную дверь подарил верховный муфтий России Талгат Таджуддин, выполнить ремонт кровли и замену тротуарной плитки помог глава Чеченской республики Рамзан Кадыров.
Внутреннее убранство и по сей день обновляется, причем в этом процессе принимают участие не только мусульмане.
Э.Ресульев показал искусно выполненные панно с использованием техники золотого шитья с изображением пиктограмм и словами молитвы на арабском языке.
Сегодня мусульманская община надеется ещё и на возвращение здания бывшего медресе — учебного заведения по подготовке мусульманских служителей культа, учителей и служащих государственного аппарата. Ныне это помещение кожвендиспансера по ул.Очаковцев, 14.