Московский карикатурист с многолетним опытом сотрудничества со столичными изданиями Андрей Мухин приехал отдыхать в Севастополь и зашел в гости в редакцию «Севастопольской газеты». Он показал свои работы, а журналисты попросили рассказать о том, как он придумывает и рисует карикатуры, сообщает издание «Севастопольская газета».
В прошлом номере газеты мы опубликовали одну из работ А.Мухина, а сегодня знакомим читателей с её автором.
— Давно вы рисуете карикатуры?
— С четырех лет.
— А почему вы решили, что это были карикатуры?
— Это были какие-то краказябрики, от которых все мои домашние смеялись. Потом, в 1998 году, я сделал серию рисунков из 60 штук и, к моему ужасу, их опубликовали в издательском доме «Бурда» и сказали, что это интересно и я должен и дальше у них публиковаться. Это было в изданиях «Отдохни!», «Вот так» и «Автомир». В 1999 году я уже обслуживал одновременно более 50 изданий. А в 2000-м выиграл конкурс карикатур и стал третьим по СНГ.
— С какой карикатурой выиграли?
— Там была изображена девушка, которая ремонтирует автомобиль, лежа под ним, а все мужики, увидев это, сбились в одну общую кучу и образовали глобальную аварию.
— Как вы сотрудничаете с изданиями? Сначала вам говорят: «Ну-ка нарисуйте нам что-нибудь смешное» или вы сначала рисуете, а потом издатель решает, смешно это аудитории или не очень.
— Карикатура — это состояние души, она или есть в человеке, или её нет. Я могу рисовать, не останавливаясь. Рисую руками, потом сканирую. Дома у меня целые талмуды с черновиками, не хватает времени их обрисовать. Когда обращается издание, например, с семейной, автомобильной, социальной или эротической спецификой, я отбираю подходящие по теме работы.
— У каждого художника свой стиль. Как вам приходилось вырабатывать свой?
— У меня был хороший учитель — Владимир Иванов, который подписывал свои карикатуры «Вова». К сожалению, два года назад его не стало. Мы с ним выработали мою стилистику, вместе работали в издательском доме «C-инфо». А вообще я самоучка. Нигде ни одного дня рисованию я не учился.
Как-то ко мне обратился издательский дом «Собеседник»: «Мы желаем делать судоку, однако так, чтобы на обложке были японские гравюры 15 века». Говорю: «А что это?» Они мне показали, как это выглядит. И в результате в течение двух лет, пока данные судоку выходили, я им делал обложки в такой стилистике.
Однажды позвонили и сообщили, что в галерее Зураба Церетели будет большая вечеринка, посвященная журналу «Гастроном», там будут все звезды. Нужен шарж. Естественно, шаржи я никогда не рисовал. Две недели до мероприятия! Была куплена книжка, изучены основные черты лица, их вычленение. И уже через две недели я сидел в галерее и рисовал шаржи. Надо ничего не бояться.
В издательском доме «С-инфо» я обрисовывал шесть изданий, и каждое из них в определенной технике, так чтобы не было понятно, что работает один и тот же человек. Эта многоруковость у меня присутствует. Я подготовил себе портфолио, чтобы заказчики выбирали, какую технику они желают видеть.
— На какие темы вы рисуете?
— Все, что угодно, однако я не рисую чернуху и не затрагиваю тем вероисповедания. Для меня данные темы — табу.
— Это требования кодекса карикатуристов или каждый определяет запретные темы лично для себя?
— Каждый решает для себя. В 90-е и в начале 2000-х темы, на какие я не рисую, были очень востребованы. Мне предлагали хорошие деньги за определенного вида рисунки. Я работал в политике, и мне приходилось на многих политических деятелей рисовать карикатуры. И естественно, не всеми это адекватно воспринималось. Однако что касается духовности и вероисповедания — считаю, что это вещи, какие не стоит затрагивать.
— Как вы придумываете шутки для карикатур? Необходимо самому подходить к этому веселым и с хорошим настроением?
— Обязательно настроение. Те, кто со мной работал в одном кабинете, часто меня фотографировали. Я рисую и улыбаюсь. И если я с позитивным настроем сел работать, то картинки получаются на хорошей ноте. Если что-то где-то не ладится, вымучить из себя картинку очень тяжело. Бывает, приходит текст из редакции, надо обрисовать ту или иную публикацию. А у тебя все это в жизни было, и из тебя это фонтанирует. К одной публикации я давал сразу семь эскизов, если это злободневная тема.
— Отдыхая в Севастополе, вы нашли здесь темы для карикатур?
— Я начал писать записки о Севастополе, чтобы потом все это аккумулировать в себе. В городе очень много молодых мам и беременных девушек. Это до такой степени замечательно и круто, что меня это очень поразило. Очень понравилось, что я здесь, отдыхая на пляже, не заметил пьяных. Очень высокая волна патриотизма, российские флаги, гордость. Это заметно и радует.
— Вы каждый день рисуете что-то, чтобы не потерять свои навыки?
— Когда как. Бывает, на выходных сажусь и могу рисовать, рисовать, рисовать... А потом дорисоваться до такого состояния, что рука три дня не держит карандаш.
— Всюду ходите с блокнотиком, чтобы сделать наброски идей для новых карикатур?
— У меня для этого телефон с диктофоном, на который наговариваю. Мне необходимо зафиксировать два-три слова, чтобы потом вспомнить сюжет. Часто помогает супруга, если еду за рулем — прошу её: запиши.
— Какие, по-вашему, три признака идеальной карикатуры?
— Отсутствие слов — это карикатура международная и понятная всем. Это я бы поставил на первое место. Второе — чем меньше деталей, тем яснее суть. И третий критерий — должно быть смешно.
Спускаясь в метро, вижу человека с изданием, которое я обрисовываю, тихонечко к нему подкрадываюсь и жду, когда он доходит до места, где моя карикатура. Человек начинает улыбаться — большей благодарности просто не может быть!
— Необходимо ли объединять множество карикатур под одной обложкой, как в журнале «Крокодил»?
— Журнал «Крокодил», в котором мне повезло печататься, — это огромная лакмусовая бумажка. Там были полосы социалки, злободневных тем, иностранного юмора, все это размежевано хорошими дружескими шаржами. Печататься там было большой честью для любого художника. К сожалению, сейчас подобного журнала нет.
— Как меняются темы для шуток в связи с техническим прогрессом, новыми понятиями, изменениями в жизни людей?
— Конечно, сейчас карикатура про пейджер будет непонятна. Я за собой заметил, что уже не рисую объемные мониторы. Редко рисую ортодоксальные телевизоры на ножках с рогульками. Жизнь движется вперед и влияет на карикатуру, а карикатурист — человек, который всегда держит руку на пульсе, он обязан знать всё.
Работая в финансовом издании, я ходил на все собрания финансистов, чтобы понять их и адекватно отреагировать карикатурой на происходящие в этой сфере процессы. Карикатурист обязан быть разносторонним, иметь увлечения. У меня — это занятия спортом, нумизматика, охота. Даже стихи пишу.
— На какую тематику вам больше нравится рисовать? Про женщин и машины?
— Самая любимая тема у меня — животные. Я не чураюсь переложить все грехи и достижения людей на животных и языком басни показывать изъяны людей. Я неожиданно открыл, что если всё переделать в динозавров, это будет невероятно смешно!
— На своих друзей рисуете карикатуры?
— Нет. Не рисую. На себя рисую и как подарок отдаю.
— А на жену?
— Ни в коем случае!
— А может, это она там всё с автомобилем?
— Нет, она не водит. Однако поддерживает меня во всех начинаниях.