Последние новости

Реклама

Российскую элиту сгоняют с «запасных аэродромов». Госслужащим предлагают расстаться с заграничной недвижимостью

Российская компартия планирует внести свою законотворческую лепту в процесс «национализации элит».
Глава юридической службы КПРФ, депутат Вадим Соловьев сообщил о том, что в ближайшее время фракция предложит на рассмотрение коллег подготовленный законопроект о запрете госслужащим обладать имуществом за рубежом, а также обучаться и лечиться за границей.

Фактически эта инициатива представляет логичный шаг, который так и не решились сделать парламентарии в позапрошлом году. Вспомним, в мае 2013 года вступил силу закон, запрещающий госслужащим (чиновникам и депутатам), а также представителям силовых ведомств иметь вклады, а также хранить наличные деньги и ценности в банках за пределами РФ.

Тогда в ходе обсуждений в парламенте пресловутый «квартирный вопрос» стал настоящим «камнем преткновения». Итогом думских прений стало компромиссное решение: заработал честно — живи, где хочешь. То есть, при условии своевременного декларирования собственники зарубежных «квадратов» получили полное право пользоваться ими по назначению вне зависимости от их стоимости.

Вадим Соловьев такой подход назвал нелогичным: «Счета чиновникам нельзя иметь за рубежом, а имущество можно». При том, что «имущество легче использовать для воздействия на депутата, скажем, со стороны других государств» — аргументировал свою позицию депутат.

Он также убеждён, что «в законопроекте следует отразить запрет на обучение и на прохождение лечения госслужащими за рубежом». Сделав исключение в тех случаях, когда отечественная медицина бессильна перед недугом госслужащего.

Следует признать, что исходя из принципа ответственности управленцев за последствия принимаемых ими решений, предлагаемые меры вполне обоснованы. «Госслужащие должны работать, в том числе, отвечая за медицинское обеспечение граждан РФ. Поэтому они должны лечиться в одинаковых условиях, что и другие граждане», — подчеркнул глава юридической службы КПРФ. То же самое касается и образования, качество которого зависит от управленческих усилий самих «слуг народа».

Адвокат Дмитрий Аграновский считает, что обсуждаемая инициатива относится к разряду «перезревших» мер.

— Какие бы определения мы бы не давали странам Запада, в сложившемся геополитическом контексте их трудно назвать партнерами. Отсюда практический вывод — люди, какие принимают ответственные решения в России, должны быть материально и идеологически независимы от внешних центров, какие оказывают деструктивное влияние на нашу страну.

Иными словами, необходимо обрубить «приводные ремни» внешнего управления, какие были протянуты элитами ельцинской эпохи.

«СП»: — Круг лиц, подпадающих под действие ограничительных мер, ограничен госслужащими. Этого достаточно?

— Я бы включил в него и руководство крупных госкорпораций, а также частных компаний, какие имеют доступ к бюджетным средствам. Например, через систему госзакупок. Конечно, либералы тут же поднимут шум, начнут говорить об ущемлении права распоряжаться законно полученной прибылью. Тем Не Менее это ничтожная в количественном отношении прослойка, мнение которой не должно оказывать превалирующего влияния на принятие жизненно важных, с точки зрения интересов государства, решений.

«СП»: — Нет ли опасности, что правоприменительное рвение контролирующих органов, как это обычно бывает у нас, ограничится только чиновниками нижнего и среднего звена?

— Уверен, что эта инициатива будет не только поддержана высшим руководством, тем не менее и реально коснётся всех.

«СП»: — Пока складывается другое впечатление. Чиновники высокого ранга не спешат расставаться со своим «забугорным» добром, несмотря на санкционную войну с Западом.

— И Вправду, некоторые высокопоставленные бюрократы применяют разного рода способы, чтобы не попасть под горячую руку, пока Россия и Запад обмениваются санкционными ударами. Например, с помощью фиктивных схем арендуют особняки в Лондоне, апартаменты класса «люкс» в столицах «нефтяных монархий» Персидского залива.

Ментальность нашего правящего класса формировалась ещё в 1990 гг., когда понятия «Запад» и «рай» воспринимались как почти синонимы. С тех пор наши власть предержащие были убеждены, что взамен демонстрации лояльности мировым центрам силы, им позволят держать «запасные аэродромы» за рубежом.

Но сегодня ситуация качественно изменилась. Власти той же Италии накладывают арест на их шикарные виллы, или, например, «неожиданно» замораживаются счета высокопоставленных россиян в европейских и американских банках. То есть, все гарантии со стороны Запада обнуляются…

«СП»: — Вы как юрист не усматриваете в представленном законопроекте покушение на «священное право собственности»?

— Людей же никто не заставляет поступать на госслужбу. Если они желают полной свободы, пусть занимаются чем-то ещё — у них есть выбор. Просто обладание особыми правами в соответствии с постулатами либерализма предполагает взятие на себя повышенных обязательств. Ведь никаких репрессий и чисток «командного состава» в стиле 1937 года в современной России и близко нет.

Даже если сравнивать с законодательством т.н. «развитых стран», в России проводится очень мягкая ограничительная политика.

«СП»: — И ведь всё равно, что называется, будут искать лазейки в новом законе (если он будет принят).

— Обязательно, по-другому не бывает. Начнут переписывать недвижимость и активы на совершеннолетних детей, супругов, «любимых тёщ». Дело может дойти и до фиктивных разводов. Поэтому я считаю, что круг лиц, подпадающих под данный закон, должен быть достаточно широким, включая родственников. Следует перекрыть такой канал как распоряжение имуществом через подставные фирмы или доверенных лиц.

В этом плане мне импонирует недавно принятый закон, который требует от «слуг народа» не только отчитываться о своих доходах и расходах, тем не менее и заявлять о конфликте интересов. Это должно препятствовать сращению бизнеса и власти, которое в нашей стране достигло чудовищных масштабов.

Подойдите к любой администрации, посмотрите, на каких машинах ездят данные люди, и сравните с задекларированными ими доходами.

«СП»: — Приведу один из распространенных контраргументов скептиков этой законотворческой новеллы — дом на черноморском побережье в Болгарии могут позволить себе приобрести даже пенсионеры, продав «однушку» в спальном районе Москвы.

— Пенсионеров данный закон и не касается. Если же речь идёт о лицах, наделённых правом принимать решения, обязательные к исполнению в РФ, то не будем забывать, что Болгария — это член ЕС и НАТО. Эта страна находится под контролем со стороны США и Брюсселя. Что мы видим по решениям, принимаемым её правительством. В частности, под давлением властей ЕС София отказалась от участия в российском газотранспортном проекте «Южный поток».

«СП»: — Можно рассчитывать на то, что ратифицированная Думой Конвенция ООН по борьбе с коррупцией заработает в полном объёме, включая ставшую «притчей во языцех» 20-ю статью?

— Она на самом деле ни в одной стране не работает. Потому что в цивилизованных странах уважают принцип «презумпции невиновности». Обвиняемый не должен сам отбиваться от претензий- доказывать его виновность это компетенция правоохранительных органов.

Дело, вообще, не в 20-й статье Конвенции. В СССР не было такой массовой коррупции, несмотря на такой законодательный «пробел». Как явление она, может и существовала, тем не менее в несоизмеримых масштабах. Взяточничество не удаётся искоренить даже в Китае, где казнокрадов прилюдно расстреливают (против чего я решительно выступаю).

Депутат Госдумы РФ Валерий Рашкин рассказал «СП», что был одним из авторов аналогичного законопроекта, который уже был внесён КПРФ на рассмотрение нижней палаты Федерального Собрания РФ.

— Разница в том, что Вадим Георгиевич (Соловьёв — прим. ред.) увеличил перечень ограничений для депутатов и чиновников. Включив в него запрет на обучение и лечение указанных категорий (а также их близких и родственников).

Процедурный регламент Думы предусматривает возможность пакетного (совместного) рассмотрения законопроектов, если они затрагивают один и тот же вопрос.

«СП»: — Вы поддерживаете инициативу своего однопартийца?

— Что касается недвижимости, то да. Причем без всяких оговорок. В отношении запрета на обучение и лечение здесь, на мой взгляд, необходимо более взвешенный подход. Важно не перегнуть палку. Конечно, если высокопоставленный чиновник, отвечающий за формирование госполитики в сфере здравоохранения, сам в случае необходимости отправляется на лечение за рубеж, ему лучше сложить полномочия. Это означает, что он не справился со своими обязанностями. С другой стороны, процесс импортозамещения в этой высокотехнологичной области требует времени. Это сложнее, чем, например, разобраться с проблемами в области продовольственного снабжения отечественной продукцией.

Поэтому я согласен с оговоркой, что выезд за границу возможен лишь в случае, если в России тяжело больному человеку не могут оказать адекватную медицинскую помощь на уровне мировых стандартов. Другое дело, к этому необходимо приближаться, на что и направлен закон.

Или взять образование. Учёба в престижных западных вузах зачастую приводит к формированию прозападной лояльности между отпрысков наших элитариев. Не случайно, между представителей либерального лагеря так много выпускников престижных американских и европейских университетов. И всё же талантливой молодёжи необходимо оставить возможность усваивать передовые достижения мировой научной мысли. Главное — создать мотивацию для того, чтобы, обогатившись знаниями, данные люди возвращались в Россию и способствовали её возрождению в качестве одной из ведущих в научно-технологическом смысле держав. Поэтому последние два пункта рассматриваемой законодательной инициативы должны представлять рамочную норму, допускающую исключения.

«СП»: — Первые попытки провести через Думу положение о запрете на владение госслужащими имуществом за рубежом были заблокированы правящим большинством. Можно ли рассчитывать, что за прошедшее время российский правящий класс пересмотрел свои взгляды?

— Учитывая, что думское большинство, по-прежнему, составляют члены «Единой России», то едва ли стоит на это надеяться. Хотя другие фракции, думаю, готовы нас поддержать. Тем Не Менее 238 голосов «ЕдРа», сами понимаете, это «блокирующий пакет», с помощью которого можно заветировать любую законодательную инициативу. Даже, если все остальные фракции будут голосовать на основе консенсуса.

«СП»: — На что в таком случае рассчитывает компартия?

— Наши оппоненты на любые не устраивающие их законопроекты навешивают ярлык «популистских». На самом деле популизмом занимаются члены «Единой России», какие апеллируют и «прячутся за спиной» исполнительной власти.

Невозможно осуществлять декларируемую ими на всех углах «национализацию элит», если не бороться с коррупцией. Как будто мы не знаем, чем завершилось «дело Рособоронсервиса» и кто такой г-н Сердюков. Или мы не знаем про «условно-досрочно освобождённую» поэтессу и певицу г-жу Васильеву? При этом миллиарды бюджетных средств разворованы. А теперь нам говорят, что мы популисты.

Считаю, что необходимо вводить такие законы, какие не позволяли бы высокопоставленным коррупционерам избежать наказания. Те законопроекты, какие вносит в Думу фракция компартии, направлены на обеспечение неотвратимости наказания за хищение казённых средств.

«СП»: — Какие факторы, помимо уже упомянутых вами, мешают искоренить коррупцию в России?

— Нужна политическая поля на высшем уровне. Пока её наличие не просматривается. Министров назначает президент и никто другой.

«СП»: — Наши суды и правоохранительная система, вообще, могут действовать самостоятельно, без оглядки на «верхи»?

— Все мы знаем, что «рыба гниёт с головы». Так же и настоящая борьба с коррупцией, а не кампанейщина начинается с принятия решения в верхних эшелонах власти. Достаточно посмотреть на счета целого ряда государственных деятелей, находящихся в правительстве. Можно детально изучить, кто возглавляет рейтинги «Forbes». Какая странная взаимосвязь — стоит человеку избраться мэром, как резко возрастает его благосостояние, а также его родственников и «равноприближённых» лиц.

Как выяснилось недавно, у нас есть губернаторы, какие возглавляли целые ОПГ. Это говорит о том, что система управления в России насквозь прогнила. А элита не предпринимает никаких системных мер для того, чтобы остановить данный процесс. В результате, как я считаю, госуправление в России сверху до низу основывается на откатах и взятках.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля