| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Москва, 10 ноября 2015 года. Женщина с одной из самых экстравагантных причесок России, российский сенатор, дает, наверное, самую запоминающуюся пресс-конференцию года. В стране этой женщины недавно случилась огромная трагедия. Самолет, который вез с отдыха в Египте несколько сот российских граждан, включая маленьких детей, разбился. Следствие не исключает версию о теракте. Совершенно неясна ситуация с компенсациями родственникам. Неясна ситуация с организацией похорон, со многим другим.
Женщина с прической дает пресс-конференцию. Она произносит непонятные реплики, из которых становится понятно, что больше всего её в этой трагедии волнует реакция одной французской малотиражки, опубликовавшей идиотскую карикатуру на это событие. Женщина говорит, что нарисовала ответную карикатуру, и достает листок бумаги. На нем — украденный из Интернета рисунок с несмешной подписью, более того, рисунок данный изображает экс-президента УкраиныВиктора Януковича и его близкий круг, а нарисован он был полтора года назад художником, поддерживавшим Евромайдан, против которого так выступала эта женщина.
Да, это смешно, однако — смеются над ней. Кто-то испытывает мучительную неловкость за то, как в прямом эфире эта женщина позорит профессию сенатора. Вот её спрашивает журналист «КоммерсантЪ»: «Почему Вы не занимаетесь своей профессиональной, законотворческой деятельностью?», а в ответ слышит странную реплику, что демонстрация журналистам распечатанного из Интернета рисунка — также деятельность. Другой журналист спрашивает её, понимает ли она, что это — карикатура времен украинского Евромайдана на Виктора Януковича, а в ответ — не менее странное: «Не понимаю, не понимаю, больше ада». Потом женщина со странной прической заявляет, что надо запретить карикатуры на религиозные темы, продолжая демонстрировать злополучный листок с изображением Ада, и потом — снова что-то невразумительное.
Читать репортажи с этого мероприятия невероятно стыдно, потому что всегда стыдно, когда парламентарии своей страны выставляют себя на посмешище. Более того, стыдно, когда на посмешище себя выставляет немолодая уже женщина, однако, право слово, она просто смешна и ничего более. Ещё несколько суток Валентина Петренко, чью прическу высмеивать перестало быть модным много лет назад, ещё останется — и вполне заслуженно — посмешищем российского Интернета. Наверное, примерно так она и войдет в историю в итоге — странная женщина не на своем месте с не своей карикатурой и с очень странной, увы, своей, прической. И это тот случай, когда человека не жалко.
Из праздного интереса я посмотрела биографию Валентины Петренко.
Вы удивитесь и не поверите, однако эта женщина однажды была героем. Чуть более 20 лет назад, в 1994 году. Тогда в Ростове-на-Дону группа уголовников ворвалась в школу и взяла в заложники группу детей и учительницу, потребовав выкупа. Они потребовали 10 млн долларов США и вертолет для вылета. Валентина Петренко была между тех, кто вел переговоры с террористами, уговаривая отпустить детей от имени губернатора области, Владимира Чуба. И, да, она предложила себя в заложники вместо детей. В итоге требования террористов частично удовлетворили, они попытались вылететь на вертолете в Дагестан, где и были задержаны. Валентина Петренко участвовала в этой операции и она — навсегда — причастна к спасению 15 детей и учительницы. Вот эта самая женщина однажды вела успешные переговоры с террористами и была готова рискнуть собственной жизнью ради чужих детей.
Дальнейшая карьера сыграла с Петренко злую шутку. Она пошла на увеличение, работала советником в МИД, потом — в Службе безопасности президента, потом — в Администрации президента в главном управлении по вопросам внутренней и внешней политики, потом была советником премьера, наконец, стала членом Совета Федерации от совершенно чуждой ей Хакасии.
Валентина Петренко меняла кабинеты с одними малахитовыми письменными приборами на другие с такими же приборами, росла вверх её прическа, пухли отчеты, написанные ей разным начальникам. Наконец, в течение почти 15 лет она пребывает в должности сенатора, что считается в политических кругах почетной пенсией в органе, как правило, просто штампующим решения Госдумы.
Глядя на нынешнюю Валентину Петренко, я пытаюсь представить себе, какой она была, когда уговаривала террористов отпустить детей, потому что нынешняя дама с вот этой самой прической не вызвала бы у них ничего, кроме смеха. Который суконный стол с малахитовым прибором стал для неё, как для личности, последним? Где надлом?
Я снова роюсь в Интернете в поисках подробностей её биографии и ищу, ищу данный переломный момент, за которым — черная пустота и пресс-конференции, когда над ней в лицо смеются журналисты. Где какое-то событие из её жизни, когда ещё нестарая женщина могла сама себе сказать: «Больше для меня ничто не имеет смысла»?
Нет событий. Просто — хроники политического полунебытия, двадцать лет чиновничества и тусклоты. Наверное, Петренко — та Петренко, которая ходила к террористам, умирала постепенно, и не было в её жизни какого-то последнего порога и последней грани. Просто — годы и годы окостенения.
Наверное, пора вывести из этой истории мораль. Однако у меня нет для вас иной морали, кроме того, что герой — это не навсегда, и, наверное, немногим героям удается всей своей последующей жизнью многократно оправдать и доказать свой подвиг. Ну и, конечно, мой личный ответ на вопрос — оправдывает ли нынешнее поведение Петренко однажды совершенное ей действие — «Нет». Не оправдывает.
… Аэропорт Минеральных вод. 1994 год. Высоко подняв голову с модной высокой прической, совсем не смешной, туда заходит статная женщина. Ей предстоит вести переговоры с террористами от лица губернатора. Её зовут Валентина Петренко. Занавес опускается. По материалам сайта КПРФ |