23 ноября 2015
года исполнилось 140 лет со Дня рождения Анатолия Васильевича Луначарского, советского
государственного деятеля, одного из создателей социалистической культуры,
писателя, критика, искусствоведа, академика АН СССР (1930). Члена Коммунистической
партии с 1895 года.
Анатолий
Васильевич Луначарский (11(23).11.1875, Полтава, ‒ 26.12.1933, Ментона, Франция)
родился в семье крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского
самообразования нелегальной общеученической организации в Киеве (1892), вёл
пропаганду в рабочих кружках.
В
1895‒98 ‒ в Швейцарии, Франции, Италии; слушал курс философии и естествознания
в Цюрихском университете; изучал труды К.Маркса, Ф.Энгельса, а также сочинения
классиков французского материализма 18 века и немецкой идеалистической
философии 19 века; сблизился с группой «Освобождение труда».
С
1898 вёл революционную работу в Москве; в 1899 арестован, сослан в Калугу,
затем переведён в Вологду, Тотьму (1900‒04). После 2-го съезда РСДРП (1903) - большевик.
В ссылке вёл пропагандистскую работу. Сотрудничал в периодических изданиях. В
1904 А.В. Луначарский по предложению В. И. Ленина уехал за границу, вошёл в
состав редакций большевистских газет «Вперёд», «Пролетарий», активно участвовал
в борьбе с меньшевизмом. Работал под руководством Ленина, который высоко ценил
литературный и пропагандистский талант Луначарского. На 3-м съезде РСДРП (1905)
выступал с докладом о вооружённом восстании, участвовал в работе 4-го съезда
(1906). Представитель большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском
(1910) конгрессах 2-го Интернационала.
В
1904‒07 Луначарский играл большую роль в борьбе за революционную тактику
Ленина. В то же время между ним и Лениным существовали серьёзные философские
разногласия, какие в годы реакции 1908‒10 углубились. Луначарский вошёл в
группу «Вперёд», стал участником фракции партийных школ на острове Капри и в
Болонье, под влиянием философии эмпириокритицизма проповедовал идеи
богостроительства («Религия и социализм», т. 1‒2, 1908‒11; «Атеизм», 1908;
«Мещанство и индивидуализм», 1909). Политические и философские заблуждения
Луначарского были подвергнуты Лениным острой критике в работе «Материализм и
эмпириокритицизм». Но в эстетике Луначарский оставался последовательным
защитником реализма, критиком декадентства, сторонником связи искусства с
идеями социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства
(«Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907; «Письма о
пролетарской литературе», 1914; статья о пьесах М.Горького и др.).
В
промежуток времени 1-й мировой войны 1914‒18 ‒ интернационалист. В мае 1917 вернулся в
Россию, примкнул к «межрайонцам», вместе с которыми на 6-м съезде РСДРП (б)
(1917) принят в партию. В октябрьские дни 1917 выполнял ответственные поручения
Петроградского ВРК. После Октябрьской социалистической революции, в 1917‒29
нарком просвещения. В годы Гражданской войны 1918‒20 уполномоченный РВС
Республики на фронтах и в прифронтовых районах. С сентября 1929 председатель
Учёного комитета при ЦИК СССР. С 1927 заместитель главы советской делегации на
конференции по разоружению при Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в
Испании. Делегат 8, 10, 11, 13, 15, 16-го съездов партии.
Человек
энциклопедических знаний, выдающийся теоретик искусства и литературы,
оригинальный критик, писатель и драматург, публицист и оратор, Луначарский внёс
огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем
неразрывно связаны формирование советской школы, системы высшего и
профтехобразования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского
дела. Вместе с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и другими разрабатывал основные
вопросы теории и практики народного образования.
А.В.
Луначарский много сделал для сплочения старой интеллигенции вокруг Советской
власти и Коммунистической партии, для создания новой интеллигенции из среды
рабочих и крестьян. В его творчестве и деятельности большое место занимали
такие проблемы, как культура и социализм, интеллигенция и революционный народ,
взаимоотношения партии, государства и искусства, задачи и методы партийного
руководства художественной сферой, значение культурного наследства для
литературы и искусства победившего рабочего класса. Отстаивая положение, что
пролетариат является единственным наследником всех культурных ценностей
прошлого, давая отпор нигилистическому левачеству, Луначарский тесно связывал
вопросы освоения художественного наследия с проблемами пролетарского,
социалистического искусства и литературы.
Луначарский
был первым крупным теоретиком и критиком советского искусства. Он сыграл
большую роль в становлении и развитии марксистской эстетики и художественной
критики, внёс огромный вклад в борьбу за идейное богатство и художественное
многообразие социалистического искусства. В статьях и речах Луначарским впервые
высказаны верные оценки многих советских художников, литературных групп и
художественных течений. В работах Луначарского острые социально-политические
характеристики сочетаются с тонким эстетическим анализом произведений
искусства. Луначарский одним из первых указал на значение для всего искусства
ленинских гносеологических и исторических принципов, систематизировал
высказывания Ленина о литературе («Ленин и литературоведение», 1932) и
обосновал новый метод советского искусства («Социалистический реализм», 1933).
Встречи Луначарского с зарубежными художниками способствовали сплочению
прогрессивных художественных сил вокруг Республики Советов. Личный друг
Р.Роллана, А.Барбюса, Б.Шоу, Б.Брехта и других художников Запада, А.В.
Луначарский «был всеми уважаемым послом советской мысли и искусства» (Роллан)
за рубежом.
Работы
последних лет свидетельствовали о пересмотре Луначарским на основе ленинизма
отдельных ошибочных сторон его философско-эстетических воззрений.
Луначарский
‒ автор работ по истории революционной и философской мысли («Карл Маркс. Ко дню
столетнего юбилея со дня его рождения. 1818‒1918», 1918; «От Спинозы до
Маркса», 1925; «Барух Спиноза и буржуазия», 1933; статья о Н.Г. Чернышевском,
1928). Перу Луначарского принадлежат пьесы «Королевский брадобрей» (1906),
«Фауст и город» (1918), «Канцлер и слесарь» (1921) и другие. Мемуарные работы
«Рассказы о Ленине» (1959) и другие содержат яркие личные воспоминания об
Октябрьской революции 1917.
Похоронен
в Столице России на Красной площади у Кремлёвской стены.