В 114 годовщину со дня рождения выдающегося деятеля революционного движения Бессарабии, одного из основателей Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики Павла Ткаченко, к обелиску, где он был расстрелян румынскими жандармами, пришли почтить его память комсомольцы и коммунисты Кишинева, представители фракции ПКРМ в парламенте, муниципальные советники-коммунисты.
Бороться за свои идеалы, проходить с высоко поднятой головой через все испытания, превозмогать невзгоды, с легкостью переступать через закостенелые и устаревшие догмы, попутно ломая их во имя создания самого социально справедливого на Земле общества, — удел людей смелых, тех, кто примером своей жизни доказывает право называться человеком и революционером. А если это нужно, кладет на алтарь общего дела и свою жизнь во имя светлого будущего своих соотечественников. Одним из таких людей был молдавский революционер, большевик Павел Ткаченко, который прожил короткую, тем не менее светлую, чистую и яркую жизнь.
Шаги к бессмертию
Настоящее имя молдавского революционера — Яков Антипов, тем не менее в историю революционного движения он вошел именно как Павел Ткаченко. Он родился 7 апреля 1901 года в станице Ново-Савицкой (ныне входящей в Слободзейский район Приднестровья) в семье железнодорожника Якова Антипова.
Детство Павла проходило в бедности и нужде, он был восьмым ребенком в семье. Трудовую, равно как и революционную, деятельность Павел начинает в юном возрасте в 1916 году в Бендерах. В 14 лет Павел устраивается на работу в железнодорожные мастерские подручным мастера.
Подросток оказался чрезвычайно способным: много читал, успел поступить на учебу в реальное училище. Немного позже серьезно занялся изучением французского, немецкого, молдавского и еврейского языков. В 15-летнем возрасте Павел становится членом социал-демократического политического кружка, который организовал в Бендерах известный революционер Г. И. Борисов.
По окончании реального училища, в 1917 году, Павел отправляется в Петроград, где жил его старший брат-меньшевик. Уже 3 июня 1917 года Павел вместе с братом принимают участие в Первом всероссийском съезде советов, где они слушают выступление В. И. Ленина. Уже в августе 1917 года Павел вступает в Красную гвардию, а затем принимает участие в Великой Октябрьской социалистической революции, после которой, в 1918 году, становится членом РКП(б).
В январе 1918 года территорию Бессарабии, согласно предательскому решению Сфатул Цэрий, упразднившего Молдавскую демократическую республику, территорию Бессарабии занимают румынские оккупационные войска. В октябре 1919 года Павел Ткаченко избирается членом Бессарабского подпольного обкома РКП(б), а в 1920-го — его секретарем, и ведет революционную работу.
В начале 20-х годов Ткаченко становится инициатором создания подпольных большевистских типографий в Кишиневе. Так начинают печататься газеты «Большевикул Басарабян» и «Бессарабский коммунист», где Павел работает главным редактором. В данный же промежуток времени Ткаченко активно участвует в создании комсомольской организации и революционных профсоюзов, в организации многочисленных выступлений рабочих против румынского оккупационного режима.
Кара за инакомыслие
Преследования со стороны румынской «Сигуранцы» привели к аресту Павла Ткаченко. Власти королевской Румынии начали процесс против большинства видных деятелей революционного движения, между которых оказались Павел Ткаченко и Самуил Бубновский. Против их ареста начали возражать ведущие представители мирового сообщества, между которых Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Анри Барбюс.
Под давлением общественности и прогрессивных сил мирового сообщества румынским властям пришлось все же отпустить большинство преследуемых. Тем Не Менее Ткаченко и Бубновский остались под стражей, откуда им удалось бежать спустя некоторое время, за что Павла заочно приговорили к смертной казни.
В начале 1924 года вместе с Григорием Котовским, Самуилом Бубновским и другими коммунистами Ткаченко подписал письмо-ходатайство от имени народных масс в ЦК РКП(б) о создании Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики.
15 августа 1926 года Павел Ткаченко был арестован в Бухаресте, подвергнут жестоким пыткам, затем перевезён в Кишинёв и расстрелян в районе железнодорожной станции Вистерничены.
Память бессмертна
В преддверие годовщины со дня рождения Павла Ткаченко комсомольцы Кишинева 4 апреля провели субботник по уборке территории вокруг памятника молдавскому герою-революционеру. А уже 7 апреля комсомольцы и коммунисты Кишинева, представители руководства ПКРМ собрались у монумента Павлу Ткаченко возле железнодорожной станции Вистерничены, чтобы почтить память в 114 годовщину со дня его рождения.
Выступающие на торжественном митинге отметили важность революционной деятельности Павла Ткаченко в деле возрождения молдавской государственности, борьбы за социально-справедливый строй жизни для молдавского народа, заявили о том, что память о таких людях в Молдове должна быть бессмертной.
На митинге выступила председатель фракции ПКРМ в парламенте Виолетта Иванова, которая отметила, что память о таких героях, как Павел Ткаченко, какие стояли у истоков создания молдавской государственности в XX веке, незыблема между комсомольцев и молодежи. «Сейчас для Республики Молдова также наступили тяжелые времена, когда её государственность пытаются поставить под сомнение некоторые горячие умы. Мы, молдавские коммунисты, представители руководства ПКРМ, вместе с комсомолом и молодежью будем бороться за достойное будущее нашей республики до конца», — заявила Виолетта Иванова.
В свою очередь, первый секретарь РК КСММ столичного сектора Рышкань Богдан Стеля отметил, что Павел Ткаченко служит для современных комсомольцев и молодежи настоящим примером самоотверженной жизни во имя молдавской земли, во имя нашей многонациональной Родины. «Сегодня представители молодого поколения, которых в лицеях и вузах воспитывают в духе любви и уважения к так называемой запрутской родине, должны понимать, какой ценой досталась нынешней независимой Молдове её государственность в прошлом веке. Как преследовались румынскими властями те, кто желал освободить свой край от румыно-боярской оккупации. И в этом смысле историческая фигура Павла Ткаченко является для нас показателем и нравственным ориентиром».
По материалам сайта КПРФ