Украинский экспорт в Евросоюз в 2015 году, несмотря на некоторые таможенные послабления со стороны европейцев, снизился. И это притом, что у Киева есть невыбранные экспортные квоты. Такое признание сделалчлен Украинской ассоциации внешней политики Украины Александр Шаров. «Они (квоты — „СП“) не использованы, потому что у нас нет продукции, которую мы можем предложить, потому что она не соответствует стандартам. Тем самым стандартам, из-за которых начался Майдан — он начался с того, что правительство Азарова заявило: нам на переход на стандарты ЕС надо то ли 60, то ли 160 миллиардов евро, какие нам, как говорил Азаров, должен кто-то дать», — цитирует Шарова «Политнавигатор».
Сегодня ясно, что 60 миллиардов, а уж тем более 160 миллиардов евро на переформатирование экономики «под ЕС», Украина ни от кого не получит. Мало того, с начала 2016 года Россия со своей стороны закроет границу для украинских товаров, потому как начнёт действовать соглашение с ЕС, по которому европейские товары хлынут на украинский рынок. И в случае сохранения нынешнего таможенного режима на российско-украинской границе, ничто не помешает этим европейским товарам под видом украинских беспошлинно поступать на российский рынок. А это уже чревато проблемами для российских производителей.
Получается, что Украина оказывается в ситуации, когда для её товаров путь закрыт, как на Запад, так и на Восток, в Россию. А это грозит полным коллапсом украинской экономики. Заставит ли подобная перспектива «взяться за ум» украинское руководство, и начать политику восстановления разорванных экономических связей с Россией?
— Вряд ли эта ситуация «вправит мозги» украинскому руководству, — считаетзаместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Украинская политическая элита пытается действовать по отношению, как к России, так и Западу, по принципу, так сказать, полушантажа. Когда на неё давят, она принимает неприемлемые, с точки зрения нынешнего киевского режима, условия. Тем Не Менее, принимая, абсолютно не собирается выполнять взятых на себя обязательств. Расчёт прост: «партнёры» никуда не денутся. Подобную тактику мы долгие годы наблюдали в газовой сфере. Та же самая история и с подписанием Ассоциации об экономическом партнёрстве с Европой. Когда наши экономисты говорили украинским коллегам: «Это же вам не выгодно, зачем вы это подписываете?!». Им отвечали: «А мы и не собираемся выполнять те пункты, какие нам не выгодны».
Это касается и «Минска-2». Они подписали данные соглашения, что в следующий раз позволило им избежать разгрома своих войск и удержать контроль за половиной Донбасса. Но других пунктов — о полном прекращении огня, об изменении Конституции и фактической федерализации, выполнять откровенно не собираются. Расчёт на то, что в любом случае возобновление боевых действий будет поставлено «международным сообществом» в вину донбасским республикам и России.
«СП»: — То есть Россия, которая в 2016 году защитит свой рынок от наплыва европейских товаров, снова окажется виноватой? В Киеве наверняка обвинят Россию в «экономическом геноциде». Там надеются, что даже если Россия поставит жёсткий заслон украинским товарам, Евросоюз вынужден будет покупать у них продукцию, не отвечающую евростандартам — лишь бы миллионы украинцев не побежали за куском хлеба в Европу.
— Мы уже наблюдали подобные примеры необычайной лояльности Запада по отношению к киевскому режиму. Например, Международный валютный фонд (МВФ) не даёт кредитов странам, какие не выполняют долговых обязательств перед другими государствами. На таком принципе МВФ жил полвека, не делая исключений ни для кого. Украина, как мы знаем, поставила под вопрос возвращение России 3 миллиардов долларов. На официальном уровне в Киеве было заявлено, что допускают вероятность не выплаты этого государственного долга. А МВФ ради «незалежной» решила изменить своим принципам и готово давать Украине новые займы.
«СП»: — То есть по отношению к МВФ Киеву политический шантаж удался?
— Да, именно так. В Киеве надеются, что и с поставками украинских товаров в ЕС «прокатит» та же самая история. Запад воспринимает киевскую власть как «свою». И предпочитает несильно давить на неё, чтобы она вдруг «не ушла к другому». На этом и основан шантаж, который в чём-то украинскому руководству удаётся.
«СП»: — Насколько долго, на ваш взгляд, может длиться такая ситуация?
— Как показывает история российско-украинских «энергетических отношений», эта ситуация может длиться годами и даже десятилетиями. На протяжении этого времени Киев с помощью откровенного шантажа вынуждал Москву давать ему невыгодные для нашей страны преференции.
Запад со своей стороны, конечно, настроен очень прагматично, тем не менее в данном случае готов потратиться ради того, чтобы как можно дольше сохранялся антироссийский режим на Украине.
— Для начала стоит сказать, что само соглашение Ассоциации Украины с ЕС укладывается в логику той политики, которую уже полтысячи лет проводит Запад по отношению к остальному «второсортному» для него миру, — говорит украинский политолог Сергей Слободчук. — Например, свобода торговли понимается так: западные товары должны свободно продаваться везде, где на них есть спрос. А вот товары «туземных» стран могут продаваться в странах Запада только при условии, что это не создаёт каких-то неудобств.
Даже если предположить, что у Украины нашлись бы деньги для перехода на евростандарты, это ничего не гарантировало бы. Как только в Евросоюзе увидели бы, что, к примеру, более дешёвые продукты из «незалежной» серьёзно мешают их фермерам, они бы придумали, как ограничить украинский экспорт. Устроили бы какое-нибудь антимонопольное расследование или что-то ещё.
«СП»: — Как думаете, Киев поймёт в 2016 году, что в экономическом плане ему лучше иметь дело с Москвой, что разрыв российско-экономических связей ведёт Украину к краху?
— Дело в том, что руководство Украины и так это понимает. Тем Не Менее там сидят исполнители чужой воли. Поэтому и ждать от них, что они начнут защищать национальные интересы, не стоит. Рано или поздно, экономика возьмёт своё и все политические «завихрения» отступят перед суровой реальностью. Никогда ещё в истории двух соседних стран не было такого, чтобы экономические отношение прерывались окончательно. Правда, вероятен вариант, что российско-украинские экономические связи всё больше будут загоняться «в тень», из-за чего украинские олигархи и чиновники будут только сильнее обогащаться.