Новоназначенный вице-премьер о сферах, какие будет курировать, о том, почему остался в Крыму, и о самом дорогом в жизни
Новый вице-премьер крымского правительства откровенно рассказал «Газете» о рабочих планах, почему считает себя жёстким идеалистом, принципиально не моет посуду дома и ещё о многом сугубо личном.
– Волновались накануне назначения на должность вице-премьера?
– Признаюсь, спал плохо, может, резкая смена погоды была тому виной (смеётся).
– Вы долгое время работали в законодательной власти Крыма, сейчас перешли в исполнительную. Какие первоочередные задачи будете решать?
– Одно дело – наблюдать происходящие процессы с точки зрения законодательной власти. Другое – самому что-то делать. Тем более когда ситуация требует принятия неординарных решений. Поэтому в моей работе будет преемственность. К тому же я достаточно хорошо знаком с деятельностью моей предшественницы на этой должности Евгении Бавыкиной и экономического блока правительства РК, который она курировала. Больших огрехов точно не было. А шероховатости, и в этом я вижу одну из своих задач, устраняются как раз при выстраивании вертикальных связей с центральными федеральными органами власти. К сожалению, у них не всегда было понимание нынешних крымских особенностей.
– Какие министерства будете курировать?
– Министерство экономического развития. На повестке дня – создание нового инструмента – Корпорации развития Крыма. Во многих субъектах РФ он уже проверен. Например, в Калужской области. Там нет каких-то уникальных ресурсов, тем не менее данный регион – лидер по привлечению инвестиций. Будем использовать самую лучшую российскую практику для исполнения супер-задачи, которую поставил глава республики, – привлечения инвесторов. В том числе и при разработке Стратегии соцэкономразвития Крыма на 10-15 лет.
– Крымчане много раз слышали о различных программах и иногда не воспринимают их всерьёз. Не проще определить ключевые точки роста, опираясь на какие и развивать экономику Крыма?
– К такому же мнению мы пришли в ходе беседы с главой республики. Он предложил оставить теорию специалистам. А программу развития Крыма Сергей Валерьевич видит, и я с ним полностью согласен, в виде конкретного плана. То есть какое мероприятие, в какие сроки, какими ресурсами должно быть профинансировано, чтобы в результате получить конкретный результат. Такая постановка вопроса и теоретиков «приземлит». Ведь в этом плане будет указано конкретное лицо, персонально отвечающее за реализацию каждой его строки.
– Минфин также входит в сферу вашего влияния?
– Это второе ключевое министерство, за работу которого я буду отвечать. В течение этого года требуется навести порядок с кассовой дисциплиной. Остатки неиспользованных в 2014-2015 годах средств, мягко говоря, режут слух. В условиях жесточайшей экономии бюджета в стране неиспользованные деньги являются преступлением. Я намерен внедрить методы финансового планирования, создать определённые управленческие формы отчётности, какие бы давали агрегированное мнение главе республики для принятия того или иного быстрого решения.
– Вы будете отвечать ещё за одно, не менее сложное хозяйство – Министерство промышленной политики и торговли.
– Глава республики поставил конкретные сроки для исправления ситуации, допущенной его прежним руководством. Направление № 1 – промышленность. Особенно предприятия, выпускающие продукцию двойного назначения, которая может использоваться в оборонной сфере и гражданской. Направление № 2 в этом министерстве – сфера торговли. Также очень чувствительная для людей. Будем добиваться в первую очередь прозрачности процедур принятия решений в этой сфере. Достаточно посидеть с любым предпринимателем «за рюмкой чая», и он расскажет, кому, чего, где и как, для того, чтобы получить результат. И один из механизмов решения этой проблемы – размещение каждой заявки на определённом сайте. А также информации о состоянии рассмотрения того или иного вопроса, вплоть до фамилии чиновника, который этим занимается.
– Аграрный сектор экономики вы также будете курировать?
– И это моё направление. Признаюсь, узкоспециализированными знаниями в сельском хозяйстве не обладаю. Пока для меня эта отрасль представляет наиболее неизведанную сферу, о чём я честно сказал главе республики. Однако, работая долгое время главой бюджетного комитета Госсовета, знаю, что самый проблемный вопрос для крымских сельхозпроизводителей – это дефицит денег. Поэтому прежде всего будем думать, каким образом максимально задействовать наших аграриев в федеральных целевых программах. Объём ресурса, который выделяется для помощи сельхозпроизводителям в стране, огромен.
– Многие наши предприниматели отвыкли работать в реальном аграрном секторе, им удобнее, извините, быть «купи-продай».
– Так не удастся. Перед нами стоит задача формирования продовольственного баланса полуострова. Мы должны чётко знать, что нам требуется, и чётко понимать, что мы сами производим, а что обязательно должно быть привезено с материка или импортировано не с территории РФ. Тогда проще будет и цены отслеживать, и понимать, насколько прозрачно они формируются. Этому поможет, например, создание виртуальной сельскохозяйственной биржи, когда любой предприниматель сможет зайти на сайт Министерства поселкового хозяйства и разместить там заявку на реализацию произведённой им сельхозпродукции. Для правительства это также будет ежедневным реальным, а не виртуальным ценовым индикатором.
– Комитет конкурентной политики РК также будет под вашим присмотром?
– Я стоял у истоков его создания. Мы изучили опыт регионов РФ, где такая структура хорошо работает. И наша главная цель – добиться адекватных цен при госзакупках без ущерба качеству продукции, при которых и государство экономит ресурсы, и предприниматель получает стабильную рентабельность по той или иной сделке.
– Тем более Комитет по ценам также вы курируете.
– И тут работы предстоит много. В Крыму существуют предприятия-монополисты, например «Крымэнерго». Согласитесь, построить вторую генерацию и провести новые сети – сложно и дорого. Целесообразно иметь ещё один «Крымгаз»? Нет. Тем не менее считаю, что требуется не только отслеживать цены, однако и вмешиваться в их формирование. Будем отслеживать экономическую обоснованность тарифов в сфере ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО), транспорта.
– Соглашаясь на данную должность, какой минимальный срок для реализации задуманного вы определили лично для себя?
– Планирую подвести первые итоги 31 декабря. Я достаточно требовательный к себе человек. Не выполню поставленных перед собой задач – приму определённое решение. Об этом мы также договорились с главой республики. Считаю, что каждый чиновник садится в кресло для того, чтобы начать отсчёт времени своего ухода с должности. Если мне удастся реализовать задуманное, то свою среднесрочную перспективу нахождения в этой должности я определил – 3 года. Хотя ситуация меняется очень динамично. Поэтому одной из своих главных задач считаю воспитать преемника уже в этом году.
– Не боитесь конкуренции?
– Как известно, чем она жёстче, тем дешевле ресурс и выше качество. Мой жизненный принцип: я не дружу с креслами, я дружу с людьми. Поэтому с переменой кабинета не меняюсь (смеётся). Тем более «вышел» из этого здания (Совета Министров), работал советником в правительстве Джарты.
– В связи с этим вопрос в лоб: вы один из немногих «макеевских», кто остался, прижился в Крыму? Как вам это удалось?
– В Крымскую весну у меня был выбор – уехать на родину, в Донецкую область, или в Киев, из которого приехал в Крым. Однако я душой принял выбор крымчан. Наверное, ещё и потому, что родился и вырос не в украиноязычной области. Хотя на Украине у меня остались друзья, знакомые. Я с чувством сожаления наблюдаю за тем, что сегодня происходит в этой стране. В Крыму родился сын Даниил, абсолютный гражданин республики (смеётся). Поэтому назад пути нет. Я хочу через определённое количество лет сказать ему: сынок, я был участником тех исторических событий…
– Ваши старшие дети поддержали ваш выбор?
– Конечно. Самый старший сын Александр экономист, окончил университет в Манчестере, работает в финансовой компании, абсолютно самостоятельный, семейный человек, живёт в Швейцарии, категорически не думает возвращаться на Украину. Мы с ним часто созваниваемся. Он правдолюб. Это наше семейное качество. Поэтому жёстко опровергает всякие небылицы о Крыме. И многие из его окружения уже начинают прислушиваться, так как понимают, что наиболее достоверный канал информации – это родственные связи. Ещё двое детей живут в Киеве. Это их выбор. К сожалению, мне не удалось уговорить их перебраться в Крым. Тем не менее мы также общаемся, у нас с ними хорошие отношения, летом они отдыхают здесь. А моя мама после Крымской весны сразу переехала в Крым.
– Вы окончили медицинский институт, почему же стали заниматься экономикой?
– Мнение мамы, врача высшей категории, стало определяющим при выборе вуза. Именно она привила мне способность к обучению. Я до сих пор учусь. Пишу для себя список из 35-50 книг, какие должен прочитать за год. Читаю их по определённой системе, с маркером в руке. Это специализированная и художественная литература. Недавно прочёл Кафку и Семюэля Беккета. Сожалею, что не сделал этого раньше. Читаю о том, как поддерживать здоровье, слежу за методиками оздоровления.
– Вы настолько системный человек, что не можете себе позволить поддаться настроению?
– У меня достаточно жёсткая внутренняя дисциплина. Поэтому, например, не скажу, что самое дорогое для меня в жизни – это дети. Самое дорогое – это моё время. С моей точки зрения, это самый ценный жизненный ресурс каждого человека. Если у меня будет больше этого жизненного ресурса, тогда все люди, какие находятся вокруг меня, в том числе и мои дети, будут счастливыми людьми (улыбается).
– К своему здоровью вы подходите, если не профессионально, то очень серьёзно. А к спорту как относитесь?
– В юности я достаточно профессионально занимался плаванием, достиг определённых успехов. Практика показывает, что одним из, подчёркиваю, КЛЮЧЕВЫХ параметров любого руководителя является состояние его здоровья. Чтобы иметь возможность решать те задачи, какие перед ним стоят, выдерживать конкуренцию по работоспособности и по внешнему виду в том числе. Чтобы этими преимуществами обладать, требуется заниматься собой. Для меня это занятие спортом пять дней в неделю от полутора до двух часов. Перейдя в исполнительную власть, понимаю, что на это у меня есть время лишь в утренние часы. Обязательно – силовой зал, настольный теннис и один-два раза в неделю – плавание. Раньше в силовом спорте я поставил перед собой задачу – в 55 лет стать чемпионом мира между ветеранов. Так времени на системные тренировки теперь будет не хватать, отложил её выполнение до 60 лет (смеётся).
– Бассейн в Столице Крыма будет?
– Я являюсь президентом Федерации плавания Крыма. Сегодня наши пловцы тренируются, арендуя дорожки 25‑метрового бассейна медакадемии КФУ. У нас были большие планы по строительству 50‑метрового бассейна по программе «Единой России» «500 бассейнов», где можно было бы проводить международные соревнования, чемпионаты страны, сборы пловцов. К сожалению, нам не удалось доказать необходимость строительства именно такого бассейна. Поэтому на базе КФУ имени В. И. Вернадского будет строиться 25‑метровый бассейн. Уже выполнены проектные работы. Данный проект находился под личным контролем ректора КФУ Сергея Донича.
– Вы упомянули о внешнем виде руководителя. Журналисты всегда отмечают ваш, предельно элегантный и стильный. Кто вам подбирает гардероб?
– Я не слежу за новинками моды. Времени на это нет. К тому же с моим двухметровым ростом очень трудно подобрать одежду. Мой критерий выбора одежды – она должна быть комфортной. Некоторые моменты мне подсказывает жена. Прислушиваюсь к её мнению. Однако по магазинам хожу исключительно самостоятельно. Причём, опять же, с точки зрения полезности затраченного времени иду с конкретным списком того, что требуется приобрести.
– Выходные также чётко по плану проводите, чтобы не терять время?
– Читаю по 100 страниц в день, а потом провожу время по настроению. Когда есть возможность, выезжаю на ЮБК, поплавать, позагорать.
– Сами рулите?
– Конечно. Вообще, автомобили очень люблю. Все свои задекларировал. Они не новые. Однако это те машины, какие реально мне нравятся – «порш», «БМВ» и старенький «мерседес».
– А дома, как говорится, по хозяйству помочь жене можете? Посуду помыть, например?
– Нет, не могу. С точки зрения полезности этого действия есть посудомоечная машина. И жена это делает гораздо лучше, понимая, что у меня достаточно много работы и я нуждаюсь в отдыхе. Однако в субботу и воскресенье я с удовольствием езжу на рынок. Таскать сумки – это моё. Однако покупаю всё исключительно по списку. Жена пишет его под мою диктовку (смеётся).
– Составляя список продуктов, вы предполагаете приготовление определённого набора блюд? Какие вам нравятся?
– Я очень демократичен в этом плане. Ничего жене не заказываю приготовить. Иногда она возмущается, говорит, ты не хочешь, чтобы я проявила свой кулинарный талант. А готовит она отменно. Однако один раз в неделю, подчёркиваю, обязательно, хотя это и недопустимо с точки зрения спорта и вредно для здоровья, я уступаю сам себе и ем… жареную картошку и сосиски. Из-за этого многие надо мной посмеиваются. Однако это блюдо для меня со студенческих лет самое вкусное.
– Вы такой правильный и организованный во всём. А к слабостям других людей как относитесь?
– Абсолютно нормально. В советское время мы изучали философию, идеализм и материализм. Пройдя школу КПСС, думал, что я материалист. На самом деле оказалось, что достаточно жёсткий идеалист.
– Друзей у вас много?
– Вопрос трудный (вздыхает). Друзей немного. Половина из них – крымчане, и я этим горжусь. Потому что очень трудно приобретать друзей в том возрасте, в котором я переехал в Крым 6 лет назад. Часть друзей не живут в Крыму, некоторые – очень далеко.
– Есть вопрос, который вам (в том числе и журналисты) никогда не задавали, а вам бы этого хотелось?
– Мне в этом году исполнится 50 лет. Желал бы, чтобы меня спросили: насколько твои планы в 60 лет будут отличаться от стандарта 60? Если честно, я только сейчас задумался над этим. Надо будет выбрать время и хорошо поразмыслить (смеётся).
По материалам информационного агентства Крымская газета