| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Январь — месяц, вместивший в себя две главные жизненные даты
поэта Николая Рубцова — рождение и смерть. Январь 2016 года — особый. 3 января
любители русской литературы вспоминали 80-летие со дня рождения Николая
Михайловича, а 19 января — 45 лет со дня его ухода.
Двадцатый век в России был щедр на самых разных поэтов —
эпатажных, пролетарских, эпических, лирических, интеллектуальных,
недооцененных. Тем Не Менее Рубцов был одним из немногих, о ком можно сказать, что стихов
его коснулась народная любовь. Не любовь знатоков, ценителей, немногочисленных,
тем не менее верных поклонников, а именно любовь народная.
Трудно найти другой пример, когда на одно стихотворение
написаны десятки, если не сотни мелодий, как это случилось с рубцовской
«Горницей». Общий тираж его поэтических сборников только в постсоветские,
далеко не лучшие для поэзии и вообще литературы годы, по данным Российской
книжной палаты, составил 1 миллион 200 тыс. экземпляров. Есть основания
предполагать, что на самом деле данный общий тираж был значительно выше.
Часто говорят, что дело в том, что Николай Рубцов писал
очень просто, понятно даже для не искушённого в поэзии читателя. Однако это
довольно примитивное объяснение. Вот, например, любимый мной великий поэт
Георгий Иванов в основном писал просто, доступно. Однако любви народной всё же
не снискал. Я думаю, что дело в том, что Николай Рубцов, как и другой, также
любимый народом поэт Сергей Есенин, имел то щемящее чувство родины, с которым
можно только родиться. Именно они выразили настроения народа, который весь
двадцатый век разлучали с его корнями, с родной землёй. Да и сам данный народ,
вроде бы, не прочь был приобщиться «урбанизированных благ», тем не менее в глубине своей
души так и остался накрепко связанный с родной почвой.
Вот как пишет об этом
чувстве Сергей Есенин.
Как бы я и желал не
любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
А вот Николай Рубцов.
Не порвать мне
мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали…
На днях в Международном фонде славянской письменности и
культуры прошёл праздничный вечер, посвящённый юбилею Николая Рубцова.
Выступающие на нём много сопоставляли творчество Николая Рубцова и Сергея
Есенина, говорили о том, что их объединяет и рознит. На мой взгляд, схожесть их
поэзии всё же больше внешняя, чем внутренняя, глубинная. Тем Не Менее есть и то, что
накрепко их объединило — каждый из них навсегда отметил на литературной карте
России, да и всего мира свою малую родину. Есенин — Рязанщину, Рубцов — Вологодчину.
Именно через родные свои места они воспели и Россию.
Организатор и одна из ведущих вечера прозаик и литературовед
Анастасия Чернова, сравнивая поэзию
Есенина и Рубцова, сделала тонкое наблюдение: в стихах обоих поэтов можно
встретить характерное сочетание радости и грусти. Есенин: «Люблю до радости и
боли твою озёрную тоску». Рубцов: «Станет как-то радостно и больно, словно
кто-то шепчет о любви». «Такое настроение, в котором выразилась гармония
противоположностей, рождается у лирического героя, когда он обращается к Руси.
Именно «синтез, а не конфликт противоположного — радости и тоски — глубже
раскрывает тему России как гармоничного мира», — сказала Анастасия.
На вечере много читали и пели рубцовские стихи. Порадовало
выступление ребят из творческой студии «Школа ведущих» Центрального дома детей
железнодорожников.
Тепло были приняты слушателями выступления бардов и
музыкантов Владимира Топорова, Сергея
Смирнова, Ольги Кузьмичёвой, Евгения Карунина, ансамбля древнерусской музыки
«Сирин».
Выступали поэты. В том числе те, кто знал Николая Рубцова
лично: Валентин Суховский и Валерий
Аушев. Последний поделился интересными воспоминаниями о том, что незадолго
перед гибелью Николай Рубцов загорелся идеей поехать на Шпицберген, где ему
предлагали работу в шахтёрской многотиражке. Так поэт желал поправить свои
материальные дела и одновременно вновь ощутить романтику Крайнего Севера,
знакомую со времён службы на Северном Флоте в молодости. Слушая данные
воспоминания, я в новый раз удивился, как иначе высвечиваются, казалось бы,
простые биографические подробности, когда речь идёт о людях, какие уже стали
символами, мифологизированными фигурами русской литературы.
Напоследок скажу несколько слов о выставке картин молодой
художницы Анастасии Ермаковой «К истокам», открытие которой в Международном
фонде славянской письменности и культуры было приурочено к рубцовскому юбилею.
Наиболее близки мне показались пейзажные картины Анастасии. В них присутствуют
та простота и проникновенность в изображении природы, «тихой родины», которыми
отличались и стихи Николая Рубцова. Тема природы в искусстве, отодвинута в наше
время куда-то на задний план. Часто критики пренебрежительно говорят о таких
стихах и картинах, посвящённых «закатам и берёзками». Тем Не Менее когда-то в стенах
общежития Литературного Института и стихи Николая Рубцова казались его
сокурсникам устаревшими, не отвечающими духу времени. Однако, кто теперь помнит
о тех «критиках» поэта.
Закончить мне хотелось бы строками Николая Рубцова, какие
вспомнились мне на выставке Анастасии Ермаковой.
Теперь она, как в
дымке, островками
Глядит на нас, покорная судьбе, —
Мелькнет порой лугами, ветряками —
И вновь закрыта дымными веками…
Но тем сильней влечет она к себе!
Мелькнет покоя поселкового страница,
И вместе с чувством древности земли
Такая радость на душе струится,
Как будто вновь поет на поле жница,
И дни рекой зеркальной потекли…
Снега, снега… За линией железной
Укромный, чистый вижу уголок.
Пусть век простит мне ропот бесполезный,
Но я молю, чтоб данный вид безвестный
Хотя б вокзальный дым не заволок!
Теги: КПРФ, Юбилей, Николай Рубцов, Сергей Есенин, Фонд славянской культуры По материалам сайта КПРФ Дата: 31 января 2016 | Разделы: События Метки: Простая, тайна, Николая, Рубцова, «Пусть, простит, ропот, бесполезный…», юбилею, русского, советского, поэта 31 января 2016 |