Комментарий к статье К России вопросов нет и быть не может: парламентарии о выполнении Минских соглашени
Я уверен, что 12 месяцев назад подготовка в очень сложных условиях минских договоренностей-2 стала следствием очень высокого запроса и европейского, и мирового сообщества в целом. Участники этих переговоров, включая Российскую Федерацию, сделали очень многое для подготовки документов, какие открывали реальные перспективы для украинского урегулирования и вместе с тем обеспечивали права и свободы граждан Украины – независимо от регионов и национальностей. Через это урегулирование открывались очень серьезные перспективы для устойчивого и стабильного развития системы европейской безопасности.
Я до сих пор уверен, что данные документы сохраняют свой потенциал. Они конструктивны, они отвечают сложнейшим процессам, какие происходят сегодня на Украине, в том числе вопросам, связанным там с межнациональными отношениями. К сожалению, с моей точки зрения, Германии, Франции, Евросоюзу в целом и, конечно же, официальному руководству Украины не хватило воли к реализации всего этого блока документов. Если бы такая воля была проявлена, то сегодня, вне всякого сомнения, можно было бы говорить об успехе этого дипломатического проекта.
Означает ли отсутствие этого успеха, что работе всех групп, действовавших в рамках минского процесса, следует придать только минусовое значение? Нет и ещё раз нет! С точки зрения современной дипломатии сам факт поиска, пусть и не очень пока удавшегося, согласованных позиций, необходимо оценивать позитивно. То есть методология решения украинского кризиса – она понятна, общепризнанна и ей надо следовать и в дальнейшем.
Сегодня, когда начался уже следующий годовой цикл, крайне важно не просто выявить успехи и неудачи этого проекта, но и наметить серьезнейшие меры по обеспечению объективного процесса принуждения центральной украинской власти к выполнению тех политических обязательств, какие она добровольно взяла на себя год назад. Под этим принуждением надо подразумевать прежде всего те ресурсы и возможности, какие существуют у США, у Европейского Союза, НАТО, ОБСЕ и, наконец, у Организации объединенных наций. Думаю, что меры принуждения - политические, финансовые, организационно-правовые и другие - могут возыметь реальное действие и сориентировать высшее руководство Украины к соблюдению взятых им на себя обязательств.
Я также полагаю, что в данные дни, а может даже в данные часы, исключительное значение будет иметь сбор "нормандской четверки" на полях Мюнхенской конференции по безопасности. Мне представляется, что сегодня её усилия подкрепляются нацеленностью на конкретные результаты со стороны США, ООН, НАТО и ОБСЕ. Это поможет сделать конкретные шаги по полноценному, многовекторному и эффективному запуску Минска-2. Другого инструмента, другой организационно-правовой площадки для урегулирования украинского конфликта европейское сообщество сегодня не имеет. А задача Российской Федерации – оказывать содействие благоприятному, позитивному решению этой проблемы.