Новый министр финансов Крыма о том, как правильно рассчитать кредит и как граждане смогут управлять деньгами республики
О том, как начиналась её карьера, новом курсе работы министерства, исполнении бюджета на данный год и проблеме кадров министр финансов республики Ирина Кивико рассказала «Газете».
– Ирина Валерьевна, с чего всё началось? Как вы решили работать в сфере финансов?
– Началось всё в 22 года, когда я пошла работать в налоговую службу – в то время она была подразделением Министерства финансов. Я пришла на должность обычного инспектора и постепенно делала карьеру. За двадцать с лишним лет работы в налоговой я дошла до заместителя руководителя налоговой службы Республики Крым.
– Работа в Министерстве финансов занимает больше времени, чем работа в налоговой?
– Работа в налоговой инспекции занимала колоссально много времени, тем не менее работа в Минфине – ещё больше. Мы охватываем зразу несколько направлений, например, формирование бюджета 2016 года, параллельно с этим мы подводим итоги 2015 года. Уже сейчас мы начинаем думать о планировании бюджета на 2017 год. В налоговой работа происходит в одном периоде, по порядку.
– С какими трудностями и проблемами в нашей бюджетной системе вы столкнулись уже будучи министром финансов? Есть ли какие-то недоработки?
– Недоработок нет, тем не менее у нас пока не везде есть достаточно квалифицированные и грамотные специалисты. Особенно остро проблема с кадровым составом видна в поселениях. За прошлый год мы наблюдали смену финансистов и главных бухгалтеров три, иногда четыре раза. Мы регулярно проводим обучения в поселениях, разъясняем бюджетный кодекс, порядок его применения и думаем, что все будут работать хорошо. Тем Не Менее когда начинают сдавать слабые отчёты, выясняется, что уже не один сотрудник сменился, не все смогли дойти с нами до конца года. Это главная сложность нашей работы сегодня – нестабильный кадровый состав по Крыму в целом.
– Люди не выдерживают?
– Наверное. Это же напряжённая работа, которая требует полной отдачи, много сил и времени. Плюс параллельно надо успевать изучать законодательство. И работать, и учиться фактически. Разумеется, не у всех на это хватает времени чисто физически, поэтому люди и уходят.
– Неподготовленными оказываются работники со стажем в финансовой сфере?
– Уходят люди разного возраста. Иногда я вижу, например, что человек увольняется потому, что не может работать в автоматизированной системе «Бюджет», для него это слишком ново. Многие пожилые люди не могу адаптироваться к компьютеру и привыкнуть, что больше не необходимо никуда ходить. Всё размещаешь у себя, сидя за монитором. Набрал платёжку, отсканировал контракт, всё это подвесил в систему, и платёж прошёл.
– Не планировали ли вы в таком случае готовить себе кадры заранее, забирать прямо из вуза и обучать так, как необходимо министерству?
– Я думала об этом, потому что сама идея очень хорошая. Хотелось бы поговорить с Крымским федеральным университетом об особенностях подготовки будущих финансистов. Для меня один из приоритетных вопросов – проработать с нашим университетом подготовку финансистов, какие смогли бы сразу прийти и быть готовыми работать в финансовых органах муниципальных образований.
– Вы говорите, что есть проблемы с кадрами в поселениях, а как обстоят дела со специалистами в городах Крыма?
– Мы работаем с начальниками финансовых управлений, а они в городах у нас очень квалифицированные, грамотные люди, какие много лет проработали в финансовой системе. Работают они очень хорошо и качественно, вопросов по собственному бюджету к финансовым органам ни в городах, ни в районах не возникает.
– Какой курс взяло Министерство финансов на ближайшие годы? На что бы вы как министр желали бы распределить бюджетные средства?
– Основной наш курс – это открытость бюджетных данных. А вот бюджетными деньгами мы распоряжаться не можем, для этого у нас есть министерства, какие разрабатывают политику в той или иной отрасли. Мы же видим необходимость финансовой и бюджетной грамотности самого населения. Люди не всегда знают и понимают бюджетную систему, не всегда понимают формирование расходной части бюджета. Многие, к примеру, не знают, что школы финансируются из республиканского бюджета, а Дома культуры – из районного. Понимание таких базовых вещей должно быть у каждого человека в республике, у всего населения. Я думаю, что требуется закладывать основы финансовой и бюджетной грамотности ещё со старших классов школы. В других субъектах Российской Федерации такие программы уже реализуются на протяжении нескольких лет, а мы, как новый субъект, пока только об этом мечтаем. Тем Не Менее надеюсь, что мы реализуем такие программы, чтобы все крымчане знали и понимали бюджет своей республики.
– Может быть, это позволит людям более грамотно планировать и свой семейный бюджет?
– Именно так. Например, понимать, на какую сумму кредита они могут рассчитывать, а не брать бездумно деньги, чтобы потом попадать в кредитное рабство без возможности погасить долги. Человек должен понимать, что если его зарплата составляет 20 тысяч рублей, то максимальная сумма, которую он в месяц может отдать, – это 5 тысяч рублей. Потому что ему ещё жить необходимо на что-то целый месяц. Люди должны понимать, что планировать расходы можно только под собственные доходы. Планирование, когда вначале определились с расходами, а потом под них верстаются доходы, в корне неправильное. Думать о покупках можно только тогда, когда ты точно знаешь свой стабильный доход.
– Существует ли в Крыму какая-то программа просвещения крымчан касательно регионального бюджета?
– Конечно, программа называется «Открытый бюджет». Она функционирует с мая прошлого года. Тогда на базе КФУ мы провели научно-практическую конференцию, где презентовали наш бюджет 2015 года. Мы приглашали и журналистов, и студентов, и научно-педагогический состав. Это была первая публичная презентация, во время которой было задано очень много вопросов, потому что о бюджете ещё никогда не говорили так открыто – о доходах, расходах, о направлениях расходов и так далее. Теперь же мы регулярно проводим публичные слушания, у нас есть телепрограмма «Открытый бюджет», в которой я дважды в месяц рассказываю о бюджете республики. Параллельно проходят ежемесячные опросы касательно бюджета, поучаствовать в которых может каждый. И программа, и опрос нам очень интересны, они позволяют понять интересы крымчан. К примеру, мы видим, что всех очень интересуют доходы крымского бюджета, тем не менее почему-то совсем не интересует, в дефиците или профиците наш бюджет. Если бы мне дали пройти данный опрос, то первое, чем я бы поинтересовалась, – это в дефиците мы или нет. Тем Не Менее вот наших граждан интересуют доходы, развитие инфраструктуры, то есть интерес к бюджету республики есть, и это очень хорошо.
– На публичных слушаниях, какие проходили в декабре прошлого года, речь шла о том, что, возможно, в будущем, люди смогут сами решать, куда и в какую сферу направлять бюджетные средства. У этого проекта уже есть продолжение?
– Да, в настоящее время мы готовим законодательство о партисипаторном бюджетировании – участии граждан в управлении финансами. У нас уже есть муниципальные образования, какие готовы поучаствовать в таком проекте в следующем году, а значит, и выделить под это средства. Поэтому самое главное для нас сейчас – это подготовка законодательства, чтобы на его основании мы без проблем могли реализовать данный проект.
– Как работается Минфину с другими министерствами?
– У нас, безусловно, налажен конструктивный диалог. Мы разъясняем нашим министерствам приказы Минфина России, разрабатываем приказы, какие касаются нашего крымского бюджета, а все наши министерства и комитеты исполняют данные приказы. А вот на стадии планирования бюджета у нас бывают какие-то споры, потому что каждое министерство считает, что именно им необходимо направить больше средств. Да, такой конструктивный диалог между всеми министерствами существует, и взаимопонимание у нас есть. Происходит обычный рабочий процесс.
– По плану ли проходит исполнение бюджета 2016 года?
– Если сравнивать начало 2015 года и начало 2016 года, то, в отличие от прошлого года, работа уже выстроена и налажена. Все министерства знают законодательную базу, и бюджетный процесс в январе начался хорошо. Мы вовремя начали финансирование социальной сферы – это прежде всего выплаты социально незащищённым гражданам, заработная плата по Министерству образования и Министерству здравоохранения. Финансирование прошло в срок, что очень хорошо для всех нас. Уже в феврале мы видим, что идёт финансирование по всем министерствам и ведомствам Крыма. Можно сказать, что 2016 год начался со стабильной работы. Те цифры, какие мы прогнозировали на январь, выполнены на 98%.
– Помогает ли ваш внутренний стержень общению с вашей семьёй или, наоборот, мешает?
– Общению с семьёй иногда мешает моя занятость. И раньше, и сейчас я очень много времени провожу на работе. Домой часто приходится возвращаться чуть ли не в двенадцатом часу ночи. Плюс «рабочие» выходные. Поэтому единственное, чего точно не хватает моей семье, – это моего присутствия дома.
Фото Лидия ВЕТХОВА.
По материалам информационного агентства Крымская газета