Экстремал Артём Сильченко уверен: «Нельзя забывать о страхе»
В минувшую среду двукратный чемпион мира по экстремальным прыжкам в воду прыгнул с крыши гостиницы «Ялта-Интурист» (высота 28 метров) в рамках презентации открытого Кубка Крыма по хай-дайвингу, который запланирован на конец июля 2016 года. «Газета» пообщалась с чемпионом и узнала о его планах, целях, любви к публике и чувстве страха перед прыжком.
– Артём, есть ли у вас какие-то жизненные правила?
– Мои жизненные правила, как и у любого другого спортсмена, – это режим и постоянные тренировки. Я уже даже и не помню, когда в последний раз у меня был полный выходной день. Ежедневно приходится преодолевать себя. Я занимаюсь абсолютно экстремальным видом спорта, сознательно подвергаю своё тело и самого себя опасности. Но в жизни я очень спокойный и осторожный человек, не гоняю по дорогам и стараюсь не подвергать опасности окружающих.
– Почему вы решили перейти из классических прыжков в воду в хай-дайвинг?
– Я был прыгуном в воду среднего класса, чемпионом России по прыжкам в воду. Но когда мне исполнилось двадцать, я почувствовал ступор и понял, что это мой потолок. А мне хотелось развиваться дальше, поэтому мне предложили поехать работать за границу, в шоу. Там я увидел впервые хай-дайвинг и понял, что не насоревновался ещё в своей жизни. Мне хотелось пробовать себя, соревноваться дальше, неважно в чём. И что прыгать я уже умел, то решил стать хай-дайвером. И данный вид спорта дал мне то, чего я недополучил в классических прыжках в воду.
– А как вообще пришла в голову мысль прыгнуть с крыши?
– Это классная история. Мне позвонили знакомые ребята и спросили, найду ли я время приехать в Ялту для такого вот прыжка. Естественно, все планы были сразу отметены, потому что мне хотелось поехать в Ялту. Надеюсь, что летом здесь будет очень жарко.
– То есть для вас прыжок с крыши – это простой вопрос?
– Конечно, мои первые прыжки были не с крыши, а со специальных сооружений для водных шоу. Но для меня главное, чтобы была безопасная и жёсткая вышка. А ещё очень важно точно знать высоту вышки и глубину бассейна.
– У вас перебинтована нога. Травма?
– Я получил травму в начале сентября прошлого года – повредил икроножную мышцу в трёх местах. Так получилось от жёсткого приземления в воду, хотя вход был достаточно неплохой, вертикальный. Просто мышцы не выдержали нагрузку, был уже конец сезона, и тело, наверное, немного подустало. Сегодня я замотал ногу на всякий случай, потому что это был первый прыжок после восстановления. Через несколько дней мы вылетам на Кубок мира, и я очень рад, что попробовал и проверил свою ногу на прочность.
– У вас есть соперники в Крыму, какие готовы с вами конкурировать по уровню подготовки?
– В Крыму пока соперников у меня нет, а вот друзей очень много. И если здесь появится стационарная тренировочная база для юных хай-дайверов, то уверен, что появятся и соперники. Во всяком случае, я лично буду их обучать.
– Вы собираетесь на Кубок мира. Вам не помешает то, что вы посетили Крым перед такой важной поездкой – меры и отношение мирового сообщества к ситуации с полуостровом?
– Я уверен, что это никак не помешает. Спорт всё-таки вне политики. По крайней мере, старается быть вне её. Мы спортсмены – люди мира.
– Для вас есть разница – прыгать в пресную воду или солёную? И сколько вы часов тратите на тренировки?
– Конечно, есть разница. Вода в бассейне «Интуриста», например, была очень жёсткой – пресной и холодной.
– Но могли бы вы прыгнуть с такой высоты (28 м) в солёную воду?
– Да, я готов прыгнуть и в солёную воду. Это моя работа, и именно для этого я очень много тренируюсь.
– То есть вы не подчинены никакой федерации или спортивному сообществу?
– Сейчас я принят в ряды ЦСП Москвы (Центр спортивной подготовки сборных команд России), и сама наша федерация по прыжкам в воду мне очень помогает. Но нет людей, какие могли бы за меня просчитать то, что именно мне надо сделать. Я очень много лет тренировался самостоятельно, около десяти лет именно в хай-дайвинге.
– Вы в хай-дайвинге уже больше десяти лет. За это время чувство страха успело притупиться или это невозможно?
– Обычно к концу сезона, когда уже припрыгался, начинаешь замечать, что нет уже такого особого страха. И вот это плохо, потому что в этом виде спорта нельзя не бояться. У человека есть два врождённых страха – это боязнь глубины и боязнь высоты. И прыгая с высоты крыш девяти-, а иногда и шестнадцатиэтажного здания, чувствуешь, насколько жёсткая вода на входе. Ты должен всё время отдавать себе отчёт, что будет, если ты ошибёшься. Это ведь смертельно опасный вид спорта, и, когда ты перестаёшь ощущать данную опасность, становится на самом деле страшно.
– Перед прыжком вы старались всячески взаимодействовать с публикой, мотивировали зрителей хлопать, кричать, подбадривать. Это расслабляет или, наоборот, большое количество зрителей напрягает вас?
– Это очень здорово, когда тебя подбадривают. Присутствие публики – это очень классно, она даёт тебе энергию, заряжает тебя, и ты хочешь отдать всё, что получил.
Фоторепортаж «Кубок Крыма по хай-дайвингу»
Фото: Антон ВОЛК
По материалам информационного агентства Крымская газета