| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
Как сохранить хорошее зрение, можно ли его улучшить, рассказал «Севастопольской газете» врач-ординатор офтальмологического отделения Военно-морского клинического госпиталя МО РФ Даниил Кондрацкий, сообщает издание «Севастопольская газета».
— Какие проблемы со зрением сегодня наиболее распространены и с чем это связано?
— Есть две группы органов на светопроводящий и световоспринимающий аппарат. К светопроводящим относятся роговица и хрусталик, а световоспринимающий аппарат — сетчатка и зрительный нерв.
В нашей структуре превалирует выявление заболеваний хрусталика, в основном — возрастная катаракта. Я — хирург, занимаюсь операциями по поводу катаракты. И эта операция вызывает просто вау-эффект, потому что после неё человек начинает видеть.
Заболевания сетчатки и зрительного нерва выявить достаточно сложно. Ткань нервная, сложная, высокодифференцированная, и если какие-то изменения в ней уже произошли, хода назад почти нет. Поэтому требуется выявлять их как можно раньше.
Есть понятие о золотом возрасте. 60-летние имеют богатый опыт и способны передавать его, у них высокая работоспособность, они не совсем ещё устали от жизни. Печально, когда такой человек вдруг не может читать. В сетчатке есть центральная зона, отвечающая за чтение и письмо, и периферическая часть, отвечающая за ориентировку в пространстве. Заболевания сетчатки и зрительного нерва чаще всего связаны с тем, что не работает центральное зрение. Человек может себя обслуживать, однако интеллектуальную сложную работу выполнять, к сожалению, не может.
— Ваши пациенты — в основном люди за 60?
— Офтальмология, скажем честно, вообще специальность геронтологическая. Чаще всего мы общаемся с людьми в возрасте. Люди моложе обращаются или с травмами, или с воспалительными заболеваниями. Катаракта — это то, что должен делать любой уважающий себя офтальмолог, однако я учился и хочу заниматься проблемами отслойки сетчатки.
— Если человек хорошо видит только одним глазом, требуется ли лечить второй?
— К сожалению, глаз не «целых два», их всего два! Бывает, что у человека проблема с одним глазом, и можно сделать из двух сотых зрения восемь сотых. Однако пациент говорит: «А зачем? Я другим глазом вижу хорошо!»
В моей практике были случаи, когда через некоторое время пациент протыкал «рабочий» глаз веткой и приходилось его удалять, а «ненужный» глаз оставался единственным. Поэтому во всем мире офтальмологи борются за крупицы, ведь зрение — это 80% восприятия информации об окружающем мире.
— Говорят, что в очках глаз не трудится — чтобы посмотреть в сторону, человек поворачивает голову, и глазные мышцы не работают.
— Это обывательский миф. Ко мне каждый день приходит три-четыре человека с такой информацией. Им плохо видно, некомфортно, однако «надо, чтобы глазик работал». Это все равно, что пытаться каждый день прыгать, чтобы перепрыгнуть через дом. Если глаз физически не может видеть вблизи или вдали, требуется носить очки.
— Детей, у которых зрение только формируется, это также касается?
— Дело в том, что для правильного формирования зрительной системы человек должен получать адекватные сигналы от глаза в головной мозг. Человек рождается с дальнозоркостью, со временем его глаза растут и приобретают нормальную форму. Мозг ребенка, который плохо видит, не получает нормальной информации о мире, нейронная связь глаз – мозг в должной степени не вырабатывается. Требуется это коррегировать, очками или контактными линзами, и делать это правильно. Это как ботинки — если надеть их не по размеру, сформируется неправильная нога. Человек должен носить очки, если ему некомфортно.
— Имеют ли смысл искусственные слезы и витамины, какие закапывают в глаза?
— Витамины — нет, а вот искусственная слеза смысл имеет. Летом у нас жарко, большинство помещений кондиционировано, зимой работают обогреватели, какие сушат воздух. Слезная пленка на передней поверхности роговицы позволяет человеку хорошо видеть, она меняется за счёт моргания. Когда человек смотрит в монитор или читает книгу, он рефлекторно реже моргает, и слезная пленка реже сменяется. Плюс сухой воздух, при котором она быстрее испаряется с поверхности глаза. Отсюда проблема, для решения которой подходит искусственная слеза. Однако так происходит это далеко не у всех людей. |