Последние новости

Реклама

Над скалой Святого Георгия

О защите традиций, ценностей, морали и духовных скреп у нас любят часто и основательно говорить с трибун и с телеэкранов. И это правильно. Однако зачастую у чиновников дела отчего-то расходятся со словами, как раз в вопросах защиты наших святынь и ценностей, сообщает издание «Новоросс. info».

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь в окрестностях Севастополя – православная святыня, куда едут паломники со всей России. И натыкаются на монастырской земле, у святого источника, на построенной монахами лестнице к морю, где на скале возносится к небу поклонный крест, на полуодетых, а то и голых отдыхающих, на развеселые гулянки и развлечения у подножия монастырских стен. А власть имущие просто игнорируют справедливые обращения монахов, отстаивающих святыню.

Но начнем по порядку.

Из глубины веков

История Свято-Георгиевского монастыря насчитывает более тысячи лет. По преданию в 891 году греческие мореплаватели были настигнуты штормом у берегов Фиолента. Когда огромные волны несли их корабли на скалы, они воззвали с молитвой к Святому Георгию Победоносцу. Одна из волн подхватила корабль и опустила его на выступающую из моря скалу, где спасшимся морякам явился сам святой. Он попросил моряков основать монастырь в его честь на этих берегах, а на утро на этом месте они нашли икону святого Георгия. И тогда часть греков осталась на этом месте, основав монастырь.

Другие источники говорят о том, что на данные скалистые берега монахи перебрались из Инкермана после захвата полуострова турками. Сторонники этой версии указывают на то, что монастырь в Инкермане был также посвящен Святому Георгию.

Как бы то ни было монастырь оставался оплотом Православия на полуострове даже во времена османского ига. Сначала монахи высекали келии и храмы в скалах, затем возводили их из камня.

«На берегу моря, на каменной горе, греческий монастырь. Там обычно, празднуют ежегодное торжество в честь святого Георгия. Благочестивые греки-христиане, ещё оставшиеся в Тавриде, стекаются многолюдным собранием» - записал в своих путевых заметках польский посол Мартин Броневский в 1587 году.

В 1598 году монастырь и его представитель игумен Мелентий упоминается наряду с другими крымскими монастырями в жалованной грамоте Бориса Годунова, царевича Федора, а в 1626 году о монастыре сообщается в грамоте, присланной греческим митрополитом Иосифом.

О значении православной святыни говорит тот факт, что принявший в 1771 году Крымскую кафедру митрополит Игнатий, провел свою первую службу именно здесь – в Свято-Георгиевском монастыре.

Вскоре после воссоединения Крыма с Россией и основания Севастополя монастырь посетил коллежский асессор Леонтий Чернявский, записавший в своих воспоминаниях: «В числе трёх или четырех монашествующих я нашел одного русского столетнего старца Калиника, жившего отшельником в келии ниже монастыря, самим им сложенной; глубокая старость с бодрым духом, благочестие и особенно ласковый приём внушили во мне к нему душевное уважение; он позволил мне провести ночь в его келии, рассказывал в особенности о временах татарского владения Крымом; о святых местах в горах Крымских, о том, что татары вообще имели уважение к водам в тех местах, какие освещены православной верой. Много интересного передал мне сей старец».

Именно старец Калиник, по преданию проживший 116 лет рассказал о чудотворных свойствах воды из источника Святого Георгия. Он говорил: «Пейте и Вы монастырскую воду, и будете здоровы и долговечны, как я». Стараниями купца Иакова Гущина из Карасубазара, источник был выложен гранитом, а над ним вмонтировали мраморную доску с изображением Святого Георгия Победоносца.

Особая страница в истории монастыря связана с Черноморским флотом России, главной базой которого стал Севастополь. Флот нуждался в морских священниках и готовить их стал именно Свято-Георгиевский монастырь. Был утверждён штат монастыря: настоятель, 4 иеромонаха и 13 иеромонахов, служивших во флоте. Это и определило дальнейшую роль монастыря как флотского. Иеромонахи Балаклавского монастыря служили на кораблях Черноморского Флота, и обитель пользовалась особым покровительством со стороны военных.

Трудолюбивыми монахами была высечена к морю лестница протяженностью 891 ступеней, вырубленная в скале и ведущая к морю.

В начале XIX века монахи обратились за помощью в восстановлении строений и опорных стен монастыря к морякам-черноморцам. Одним из первых на их зов откликнулся адмирал и будущий русский святой Федор Ушаков, пожертвовавший 3 тысячи рублей. Между жертвователей был и Великий князь Николай Павлович - будущий император Николай I.

В октябре 1825 года монастырь посетил император Александр I.

Во время Крымской войны монастырь был оккупирован вражескими войсками, однако оставшиеся монахи продолжали молится за победу русского оружия. Те же из братии монастыря, кто находился в Севастополе, приняли участие в обороны города. Иеромонах Иоанникий, состоявший при 45-ом флотском экипаже, за мужество был награжден редчайшим для священнослужителя орденом Св. Георгия 4-ой степени.

В 1891 году, в честь тысячелетия монастыря, на скале Святого Явления, находящейся в 40-50 метрах от берега, — той самой, где, по преданию, явился морякам святой Георгий, — был установлен огромный крест с изображением Георгия Победоносца, поражающего дракона и датой "891-1891".

В 1898 году монастырь посетили император Николай Александрович с императрицей. Император принял участие в закладке соборного храма Вознесения Господне, в память избавления от опасности, грозившей ему в Японии в 1891 году.

«До основания, а затем»

Многовековую жизнь монастыря прервали большевистский мятеж и гражданская война. По легенде здесь молились последние белые воины, покидавшие Севастополя. А в 1920 году в монастырь пришли большевики. До 1926 года монахам ещё удавалось поддерживать монастырь, однако затем постройки монастыря были переданы Курортному управлению.

В данный промежуток времени был снесен монастырский храм во имя святого Великомученника Геория.

До 1939 года в монастыре располагался санаторий Осоавиахима, а по 1941 г. - военно-политические курсы Черноморского Флота.

После войны и до распада СССР здесь находились воинские части.

Возрождение и проблемы

Только в 90-х годах 20 века к стенам древнего монастыря вернулись монахи. В 1991 году на скале Святого явления при помощи Черноморского флота водрузили новый семиметровый крест весом почти полторы тонны вместо разрушенного большевиками прежнего креста

Монастырю была возвращена часть его территорий — часть, примыкающая к морю, в которой также находится древний пещерный храм святого Георгия.

Однако территория монастыря формально до сих пор принадлежит военной части, с руководством и персоналом которой у нынешнего настоятеля, отца Венедикта сложились неплохие и даже дружеские отношения. К сожалению, дружеские отношения не гарантируют отсутствия проблем и трудностей.

Например, такая приземленная вещь как канализация. Стоки военной части проходят по склону, в том числе и под территорией монастыря, и выходят прямо в море. Кроме того, эта канализация не рассчитана на пропуск современных объемов сточных вод - не только от военной части, однако и от построенных вокруг частных домовладений, гостиниц и других объектов, что приводит к тому, что в душевых помещениях монастыря временами складывается очень неприятная атмосфера из-за пробивающихся сквозь гидрозапоры миазмов.

Более серьезной проблемой является загрязнение и осквернение источников, находящихся на территории монастыря - сточные воды просачиваются через старую и частично забитую канализацию в русло находящегося у подножия монастыря источника. Настоятеля даже пытались обязать поставить на источники оповещения о «технической воде» из-за непригодности её для питья и насыщенности болезнетворными бактериями. Однако оскорбить таким образом святого покровителя монастыря отец Венедикт все же не решился.

К сожалению, однако в порче знаменитого чистейшего источника на территории монастыря Святого Георгия весьма заметную роль играет и пресловутый человеческий фактор - многие посетители неспособны понять, что колодец источника не мусорная яма, и что бросать туда что-либо просто неприлично. Сейчас основной колодец монастыря стоит постоянно закрытым.

Но отец Венедикт не отчаивается и на территории монастыря ведётся огромная работа по очистке канала источника. В планах - выйти на первоочередное русло источника, вывести его в новый колодец в стороне от канализационных стоков и защитить от загрязнения, чтобы служители и гости монастыря всегда имели доступ к чистой ключевой воде.

На самом деле на территории монастыря располагается как минимум три источника - два из них оформлены как колодец и купель, а третий - пока ещё дикий, сочится прямо из глинистой обрывистой стенки. Ледяная кристально-чистая вода собирается в естественном углублении и течет по склону дальше к морю.

Шестиметровые (в основании) стены древнего монастыря хранят свои тайны. Там могут находиться катакомбы и кельи пещерных храмов, а также легендарные святыни, укрытые в них от разграбления. Однако исследования замурованных помещений связаны с большой опасностью - по существующим материалам известно, что фашистские войска, занимавшие помещения монастыря в 1942-1944 годах, уходя, замуровали и заминировали проходы в стенах. Их очертания все ещё видны в толще стен, однако для их обследования пока не хватает ни рук, ни средств.

Монастырь и расположенная рядом лестница к морю - 891 ступень в честь годя Святого Явления - пользуются популярностью у севастопольцев и гостей города. К сожалению, далеко не все из них осознают, что находятся на святой земле, где действуют свои законы и правила. Регулярно на территории монастыря появляются люди в купальниках, а то и используют стены и постройки как раздевалки. Не помогают ни объявления, ни беседы - в купальный сезон всё повторяется изо дня в день.

Ни настоятель, ни работники монастыря не против пляжа и его посетителей, однако то, что прямо под стенами храма, напротив скалы Святого Явления устроили нудистский пляж, уже преступает всяческие границы. Можно не знать историю, сейчас это уже не преступление. Можно не быть верующим, это выбор каждого. Однако настолько не уважать чувства других людей и религиозную символику - это уже слишком для такого города, как Севастополь. Монахи пытаются, в меру своих сил, объяснять посетителям и отдыхающим правила поведения на монастырской земле, однако доходит, к сожалению, далеко не до всех.

К сожалению, посетители Яшмового пляжа не всегда остаются людьми - они живут на пляже, устраивают там праздники с громкой музыкой и шумом, оставляют после себя мусор. Некоторые очень изобретательные люди придумали привязывать пакеты с мусором к камням и топить их море. Однако первый же шторм вынес все данные «клады» обратно на пляж, и убирать его пришлось опять же настоятелю монастыря и его братии.

Однако настоятель Балаклавского Свято-Георгиевского мужского монастыря отец Венедикт, не отчаивается. Его энергия бьет ключом, а планы поражают своим размахом. Помимо работ по очистке источников, постройке колодцев и монастырской гостиницы у него в планах озеленение и укрепление склона от монастыря до самого моря, для чего в Никитском ботаническом саду закупаются растения. Около лестницы отец Венедикт планирует поставить чайную для посетителей монастыря и пляжа. Красивейшую голубую глину, из которой частично состоят склоны, он собирает для гончара, который сейчас учится в ведущих российских мастерских - учиться тому ещё около двух лет, однако прекрасный материал уже ожидает его. Когда-то на Яшмовом пляже была капитальная пристань, откуда на небольших судах паломников доставляли на скалу Святого Явления для молебнов, её также хорошо бы восстановить. И помещения в стенах, стянутых металлическими, уже наполовину съеденными временем, стяжками открыть и исследовать. Однако начать можно с исполнения распоряжения о возврате церкви земель, занятых военными частями.

Наталья Голован,

Фото автора



Тоже важно:

Дата: 19 ноября 2016 | Разделы: События
19 ноября 2016

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля