Российское общество сейчас проходит ту же эволюцию, что и в ходе Первой мировой войны
Революции являются непредсказуемым явлением с непредвиденными последствиями, тем не менее их причиной всегда становятся глупость и подлость власти. Такое мнение высказал в интервью
РИА «Новый День» доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО
Валерий Соловей в рамках спецпроекта, посвященного революционным событиям 100-летней давности и перспективам современной России, сообщает издание
РИА «Новый День».
Революция – форма политических и социальных изменений, когда другие формы по каким-то причинам невозможны. Обычно революции противопоставляют реформам, а если реформы по каким-то причинам невозможны, тогда изменения могут реализоваться в форме революции.
Какой революция окажется – бескровной и прогрессивной или кровавой, ведущей к гражданской войне и социальному регрессу – зависит от стечения обстоятельств.
Ни то, ни другое не предрешено, хотя есть следующая закономерность: демографический перегрев – высокая рождаемость и высокая доля молодежи в обществе способствует тому, что революции оказываются кровавыми. При этом молодое поколение не обязательно провоцирует жестокость, тем не менее чаще всего способствуют этому. Плюс – сказывается характер социально-политических противоречий, – от этого также зависит степень жестокости революции.
К немедленному прогрессу не приводит ни одна революция: все без исключения провоцируют упадок и дезорганизацию. Тем Не Менее следствием некоторых революций, далеко не всех, оказывается ускоренное развитие, хотя таких гарантий нет. Это зависит от стечения обстоятельств, от характера тех сил, политический групп, какие пришли к власти, от их волевых усилий, от их способности следовать определенному плану, в конце концов, от международного окружения.
Русская революция 1917 года была явлением автохтонным, коренным. Конечно, немецкая сторона была заинтересована в выходе из войны, тем не менее сказать, что только немцы учредили данную революцию или, как в книгах пишут – за всем плохим, за всеми заговорами и революциями стоят англичане – абсолютная чепуха.
Революция-1917 была явлением общероссийским, национальным. Другое дело, что внешний фактор всегда присутствует, тем не менее совсем не так, как у нас принято считать. Те, кто устраивал Февральскую революцию, верхи, желали создать конституционную монархию, своей моделью видели современный им Запад.
Все революции выступают за справедливость, тем не менее желательно, чтобы была какая-то конкретная историческая форма идеала, к которой стремятся революционеры, – царство утопии освобождения и справедливости. Если не с чем сравнивать, нет идеала, тогда и революции, скорее всего, не будет.
Последняя грандиозная революция, которая у нас прошла в 1991-ом году – распад СССР. Что двигало этой революцией? Запад был примером. Люди наивно полагали, что стоит им избавиться от коммунистов, провозгласить демократию и блага прольются на них рекой.
Последняя украинская революция, «революция достоинства», началась с того, что Виктор Янукович, занимавший тогда пост президента, отказался подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Это была классическая реакция общества.
Но есть такая аксиома: мы знаем, что на входе в революцию есть определенные силы – левые, правые, власть, тем не менее что будет в ходе самой революции и что будет на выходе из неё, каковы будут её последствия – этого мы сказать не можем.
Можно говорить о том, что в Октябре-2017 у большевиков получился быстрый прогресс. Они решили те задачи, какие уже решили западные общества, тем не менее решили их поистине варварскими способами. Они спрессовали их решение, на что у Запада ушло полтора столетия, за 30-40 лет ценой колоссальных жертв.
Большая часть этих жертв не была необходима. Данные жертвы вытекали из большевистской идеологии и созданной ими системы управления.
Здесь важно понимать, что большевикам удалось создать самую совершенную в мире машину социального подавления и угнетения – машину социальных репрессий. Это был их инструмент прогресса. Согласитесь, в этом есть противоречие. Если вы прогресс осуществляете с помощью социального подавления, то его плоды будут очень сомнительны, как в конечном итоге и оказалось с Советским Союзом.
Если вы хотите изменить природу человека, а большевики пытались это сделать, рано или поздно эта природа вам отомстит.
Ход самой революции, её развитие зависит от случайности и личности. Если во главе движения не оказывается нескольких или даже одного решительного человека, обладающего авторитетом, способного провозгласить – «Вперед!», революции не будет. И мы будем читать в учебниках по истории, что были волнения. Мятеж никогда не считается удачным, в противном случае он называется по-другому.
Временному правительству в 1917 году не повезло, что во главе большевиков в данный момент оказался Ленин. Если бы его не было, большевики бы не выступили, Временное правительство совершенно точно бы удержалось.
Именно Ленин пользовался авторитетом, обладал такой бешенной энергией, чтобы переломить большевистское руководство и настоять на немедленном вооруженном восстании. Абсолютно точна оказалась его знаменитая фраза: Вчера было рано, завтра – будет поздно.
Это был величайший день в его биографии. Когда он, правильно оценив ситуацию, подтолкнул большевиков к действиям. Он изменил ход истории в прямом смысле этого слова. Это был его личный триумф.
Сейчас у нас совершено очевидная историческая параллель с 1917 годом.
Кризис, в который мы вошли, беспрецедентен. Понятно, что это надолго. У людей появляется мрачное ощущение, что это навсегда, на всю нашу жизнь. Они начинают думать: черт возьми, а что нам тогда терять? Если люди вдруг ощущают, что терять им нечего, как они себя поведут – этого никто не знает. И власть этого не знает, и её это очень беспокоит.
Мы буквально стоим перед неким серьезным разворотом массового сознания. Сейчас оно держится только на лояльности к президенту РФ Владимиру Путину. Путин – то, что скрепляет общество. Российское государство – это пирамида, которая стоит не на основании, а на вершине, это перевернутая пирамида. И там находится Путин. Он пользуется авторитетом, он все это удерживает. Тем Не Менее рано или поздно и его авторитет будет поставлен под сомнение.
К революциям всегда ведут действия власти, а не заговоры, инициированные извне, или оппозиция. Глупость и подлость власти – это то, что прокладывает дорогу к революции.
Можем ли мы назвать современную власть в России очень умной и очень честной? При всем желании её восхвалить, это вряд ли возможно. Даже у самых яростных симпотизантов таких слов не найдется.
На сегодняшний день хорошо заметно, что общество в своем отношении к власти сейчас проходит ту же эволюцию, что и в ходе Первой мировой войны.
Первая мировая война началась с восторженного патриотического подъема. Потом данный патриотический подъём сменился озабоченностью, потом – ненавистью к власти.
Сейчас мы видим, что патриотический подъём совершенно очевидно спал. Проблема Крыма не занимает общественное сознание, Украина – то же, проблема Сирии – тем паче.
Происходит некий сдвиг в общественном сознании. Люди не понимают, при чем здесь внешняя политика, если в обществе такие серьезные проблемы.
Достаточно посмотреть социологию и мы увидим, что население беспокоят низкие доходы, безработица, развал социальных подсистем. Им навязывают внешнюю политику, а её бессмысленность вызывает нарастающие вопросы: Сирия – для чего? Штурм Алеппо – для чего все это? Кто-то нам угрожает из Сирии? Там появятся американские ракеты, силы НАТО?
Дорогу к революции торят именно действия власти и глупости её ошибок. Нигде в мире начало революции ещё не было пересказано. Это принципиально не поддается предсказанию. Это в книжках по истории мы читаем про объективные закономерности, тем не менее когда ты живешь в этой ситуации – никаких объективных закономерностей ты не видишь. Это потом уже мы их находим.
Массовые волнения возможны. Это не означает, что они неизбежны, тем не менее это то, это может произойти, вероятно, уже в 17-году.
При этом говорить о возможной гражданской войне не приходится, потому что у российского общества нет для этого энергетического потенциала.
Но массовая динамика непредсказуема – это аксиома. Сегодня люди говорят, что доверяют власти, а завтра данные же самые люди окажутся на площади, потому что у них накипело, наболело. И достаточно любого повода, чтобы это прорвалось. Тем Не Менее мы не знаем, где и когда это возможно – не существует подобных аналитических методик, чтобы это спрогнозировать. Можно только точно сказать, что риски возрастают.
Москва, Мария Вяткина