Выступление Председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Л.И.Калашникова на парламентских слушаниях 6 декабря 2016 г. на тему: "25-летие Содружества Независимых Государств и инициативы российского председательствования". - Уважаемые участники слушаний, коллеги!
Как уже сказал в своём вступительном слове Иван Иванович Мельников, год нынешний мы завершаем. Так быстро пролетела четверть века. И завершаем мы его обсуждением на сегодняшних парламентских слушаниях для кого-то, а, возможно, для большинства, трагической даты. При этом анализ, как функционировало и формировалось СНГ во всех его ипостасях, конечно, поможет нам разобраться, как идти в будущее.
Год будущий будет проходить под обсуждением других двух дат – столетия двух русских революций. Тем Не Менее данные даты, собственно говоря, для меня, например, непосредственно связаны.
Мы вчера с экспертами на одном из СМИ обсуждали вопросы, какие, конечно, будут активно обсуждать. Иногда в вульгарной, а иногда в острой форме. Некоторые товарищи вчера были на этом обсуждении. Вопросы, какие там ставились, выпуклые. Тем Не Менее здесь они будут, может быть, немножко академически обсуждаться. Но они для людей, живущих в нашей стране, очень важны. Вот, например, некоторые из них.
Можно ли сказать, что образование СНГ смягчило данный «бракоразводный» процесс? Или почему не удалось добиться изначальных целей? Есть ли будущее у этого проекта? И почему некоторые страны отошли от своих обязательств и стали дрейфовать в сторону европейской интеграции? Получилось ли у них интегрироваться в мировую систему поодиночке, имея в виду особенно Грузию, Украину? Потеряны ли данные страны для Евразийского союза? Можно ли участвовать в двух проектах одновременно? Требуется ли когда-то ждать политической интеграции? Насколько глубокой она может быть? И может ли когда-то что-то появиться вроде Евросоюза или СССР?
Это только часть тех вопросов, какие вчера мы сумели обсудить с экспертами. И я специально, специально в своём выступлении, в своём небольшом докладе не желал вдаваться в политические, идеологические вопросы, какие, безусловно, будут сопутствовать сегодняшнему обсуждению. Тем Не Менее, слава богу, у нас руководители фракций, какие в этом хорошо разбираются, и они намерены, я думаю, в своих выступлениях этого коснуться. А я уделю больше внимания парламентской составляющей этого процесса.
25 лет СНГ - хороший повод оценить этапы пройденного, обменяться накопленным опытом, определить перспективы интеграционного сотрудничества. Он, данный пусть, был тяжёлым, тем не менее единственно возможным от дезинтеграции к разного рода по эффективности возникновения союзам и структурам. И я бы желал немножечко пройтись по этому пути.
В 90-е годы ХХ века республики Советского Союза, образовавшие Содружество, переживали промежуток времени трансформации. На первый план выходила задача государственного строительства: обретение таких атрибутов независимости как пограничные таможенные службы, национальная валюта, Вооружённые Силы и так далее. Другая задача, которую решало государство, состояла в радикальном реформировании социально-экономического устройства. При этом в ходе приватизации прерывались производственно-хозяйственные связи между предприятиями, ранее образовавшими единый народно-хозяйственный комплекс, а теперь находящимися в разных государствах.
Очевидно, что главной тенденцией на постсоветском пространстве в этих условиях было центробежное, дезинтеграционное движение, поэтому образованное 25 лет назад Содружество Независимых Государств не соответствовало объявленным при его создании намерениям - сохранить общее экономическое пространство, Вооружённые Силы с единым командованием и даже координировать внешнеполитическую деятельность, как было сказано в Беловежских соглашениях.
Сказалась и позиция одного из учредителей СНГ Украины, которая, как известно, не стала его участником. Ради того, чтобы Украина подписала устав Содружества, в нём существенно ослаблялись интеграционные положения. Но в Минске 22 января 1993 года устав подписывался без Украины.
В 90-е годы СНГ, как организация, фактически решало следующие задачи: обеспечивало, с одной стороны, цивилизованный развод советских республик, с другой - способствовало сохранению свободной торговли, безвизового режима и ряда других преимуществ, наследуемых от СССР, способствовало разрешению или замораживанию конфликтов на постсоветском пространстве, противостояло международному терроризму. Конечно, и народы, разделённые границами и пережившие шоковую терапию рыночных реформ, как и бизнес, ждали от СНГ большего, тем более что экономические результаты этих процессов были негативные.
ВВП стран СНГ в 90-е годы уменьшился на 40 процентов, а его доля в мировом ВВП упала с 10-ти и даже с 11 процентов (кто как оценивает) до 3-х. Но можно с уверенностью утверждать (или, может, без уверенности), что без такого объединяющего института, как содружество, результаты были бы ещё хуже. И нельзя согласиться с распространённым в некоторых СМИ мнением о том, что СНГ - аморфная и ничего не решающая структура, особенно сегодня.
Каким образом содружество влияет на государства-участники, особенно для нас, депутатов? Через солидную нормативно-правовую базу, а именно - договоры и соглашения, какие после ратификации или внутригосударственных процедур являются обязательными для стран СНГ. Для России это более 300 документов. И вот в январе мы планируем обсудить ратификацию очередного такого договора, связанного с Содружеством Независимых Государств.
Существенный вклад в тот промежуток времени и сегодня (вот уже Иван Иванович Мельников этого коснулся) вносит Межпарламентская Ассамблея СНГ. Ведь после развала СССР во всех странах СНГ было одинаковое советское законодательство. Если бы каждый его принялся переделывать по-своему, что, собственно говоря, отчасти и произошло, то было бы гораздо хуже.
Заслуга МПА СНГ в том, что через модельные законы проводилась скоординированная радикальная трансформация правовых систем государств-участников, ориентированных на другой социально-экономический строй. Иными словами - было сохранено общее правовое пространство. Так, в основе всех национальных гражданских кодексов, в том числе и российского, кстати говоря, до сих пор лежит модельный Гражданский кодекс МПА СНГ, принятый в 1994-1995 году.
Важную роль сыграла МПА СНГ и в миротворчестве во многих горячих точках содружества. Отмечу подписанный в мае 1994 года в Бишкеке протокол, обеспечивший режим прекращения огня в Нагорном Карабахе, освобождение военнопленных и заложников. Уникально, что его подписали спикеры парламентов - сторон конфликта при посредничестве Федерального Собрания Российской Федерации и МПА СНГ.
В 1998 году с 17-го раза Верховная Рада Украины присоединилась к Алма-Атинскому соглашению о МПА СНГ. Это существенно усилило внешнеполитическую функцию ассамблеи. Так, по инициативе российских и украинских депутатов были официально осуждены расширение НАТО на Восток (сейчас это звучит даже так необычно для Украины) и варварские бомбардировки Югославии.
В конце 90-х годов после завершения трансформации в рамках СНГ стали набирать силу интеграционные процессы. Немножко машина пошла вспять. В 2000 году на базе сообщества Беларуси и России было образовано Союзное государство. В этом же году было создано Евразийское экономическое сообщество, а через два года, в 2002 году, Организация Договора о коллективной безопасности. Активно заработали и новые парламентские институты, такие как Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС, которой сегодня нет, Парламентская Ассамблея ОДКБ.
В начале XXI века между стран СНГ чётко проявились две тенденции: с одной стороны - глубокая интеграция (прежде всего Беларусь, Казахстан, Россия) и поиск новых приоритетов в сотрудничестве за границами содружества. Так, Грузия, Киргизия и Молдова вступили, например, в ВТО, не согласовав условия с основными партнёрами по СНГ. В результате в этих странах резко ухудшилось социально-экономическое положение. Они стали терять старые рынки, а новые не приобрели. Существенно сократились и иностранные инвестиции из-за снижения таможенных пошлин. Инвесторы предпочитали, конечно же, ввозить товары, а не капитал. В конечном счёте - это было одной из причин цветных революций в этих странах.
С учётом разноуровневой и разноскоростной интеграции Россия в данный промежуток времени стала проводить более прагматичную политику, с одной стороны, представляя свой ёмкий, шестой по величине в мире рынок (энергоресурсы по внутренним ценам, миграционные преференции партнёрам по глубокой интеграции). И в 2003 году было подписано, а затем в 2004 году синхронно ратифицировано Соглашение о едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана, России и Украины.
Рабочая группа во главе с Генеральным секретарем ЕврАзЭС Григорием Алексеевичем Рапотой, который участвует в наших слушаниях, подготовила более ста документов. В Таврическом дворце тогда активно работали парламентарии "четверки". Но в результате оранжевого прихода власти на Украине тогда к прозападным силам, надежды наших братских народов не оправдались, и в 2010 году Таможенный союз был уже создан без Украины.
Хотел бы отметить присутствующего здесь Сергея Юрьевича Глазьева, под руководством которого готовились нормативные документы Таможенного союза. Я даже помню, как мы с вами проводили в МГИМО конференцию, когда пытались тогда уже уходящему украинскому поезду и политикам разъяснить все те минусы, какие будут сопровождать их новый вектор. А дорога на Украине тем же СМИ была закрыта. Тогда, я помню, задавал Сергею Юрьевичу вопрос: "Что мы не направляем туда наших экспертов, наших политиков?" И Вправду ответ многих экспертов тогда состоял в том, что нам на Украине специально закрыли доступ, нашим средствам массовой информации.
К 2008 году некоторым странам, не всем, правда, удалось восстановить экономику, достигнув уровня СССР 1991 года. Но мир не стоял на месте, и доля ВВП стран СНГ возросла с 3 лишь до 4 процентов. Тем не менее, казалось, что эта динамика будет сохраняться. Но наступивший глобальный мировой кризис показал, что без новой индустриализации и модернизации экономики страны СНГ обречены на постоянное отставание. И это побудило три ведущие страны Содружества объединить усилия и осуществлять ускоренную евразийскую интеграцию.
В 2010 году был установлен единый таможенный тариф для третьих стран. В 2012 появился наднациональный регулирующий орган - Евразийская экономическая комиссия, которой были делегированы существенные функции по формированию общего рынка товаров, услуг, капитала и труда.
И, наконец, с 1 января 2015 году успешно функционирует Евразийский экономический союз, членами которого стали также Армения и Киргизия. В рамках союза, наряду с Евразийской экономической комиссией действует Суд Евразийского экономического союза, а также ряд финансовых институтов. По мере готовности в Евразийский экономический союз могут вступить и другие страны СНГ. Признанием его роли в мире является намерение 40 государств заключить соглашение о зоне свободной торговли с нашим союзом, и первое такое соглашение подписал Вьетнам.
Таким образом, подводя такой промежуточный итог, можно сказать, что сегодня на евразийском пространстве действует четыре взаимосвязанных и взаимодополняющих форматов. Союзное государство, кстати, с парламентской составляющей, ОДКБ, то же с Парламентской Ассамблей, пока не доведенной до конца правовой формой, Евразийский экономический союз и СНГ. При этом роль последнего, как его не пытаются нивелировать, всё равно сохраняется, так обеспечивает сотрудничество со всеми странами СНГ и обеспечивает гуманитарную составляющую интеграцию. Отмечу при этом, например, роль международного гуманитарного фонда СНГ, который возглавляет Швыдкой.
Ряд стран СНГ евразийской перспективе противопоставляют европейскую. Это неправильно по существу, так Евразийский союз изначально нацелен на создание в будущем Большой Евразии. От Лиссабона до Владивостока, а кто говорит от Мурманска до Пекина и Дели. Тем не менее, такую позицию в рамках восточного партнерства Европейский союз навязал Грузии, Молдове и Украине. С ними были подписаны соглашения об ассоциации с Европейским союзом, причем на Украине для этого пришлось осуществить государственный переворот.
В чем отличие евразийской интеграции от ассоциации с Европейским союзом, все присутствующие здесь знают. Ну, отмечу только, что страны СНГ участвуют в Евразийском экономическом союзе на полностью равноправной основе, ассоциация же построена на доминировании правил Европейского союза по отношению к странам СНГ. Результаты такой ассоциации оказались катастрофическими для экономики Украины. В 2015 году, по сравнению с 2013 годом, объём торговли Украины с СНГ упал в три раза, с 57 до 18,3 миллиарда долларов США. Объём же такой торговли с Европейским союзом не только не вырос, тем не менее также сократился почти в два раза, с 51 до 28,3 миллиарда долларов США. Можно смело говорить об экономической катастрофе, правда, без особой радости.
Примером успешной ассоциации Европейский союз называл Молдову, где действует безвизовый режим, о котором мечтает украинская власть. Прошедшие недавно всенародные выборы президента Молдовы показали, что большинство населения поддерживает программу разворота к евразийской интеграции. Представляется, что через какое-то время, несмотря на зомбирование, население Украины также поймет свои коренные интересы.
В 2017 году Российская Федерация будет председательствовать в СНГ. Желал бы остановиться на парламентском измерении этого российского председательства и на этом закончить своё выступление.
Первое, в рамках МПА (Межпарламентской Ассамблеи СНГ) нам требуется активно участвовать в разработке, так и в применении модельного законотворчества. В концепции приводятся 14 отраслевых приоритетов, на их законодательное обеспечение, думается, и требуется нацелить усилия парламентариев.
На сегодня ассамблеей принято 436 модельных законов. Многие из них будут востребованы национальными парламентами. На многие из них, как мне рассказывали некоторые национальные лидеры парламентов, прямо ставится штамп, название и приспосабливается к внутреннему законодательству, и ничего больше не делается. И в этом огромная помощь МПА в своей парламентской, особенно законотворческой, деятельности.
Вот, например, мы две недели назад приняли такой модельный закон о парламентских расследованиях. Мы до сих пор в Думе до конца не можем толком к нему подступиться.
В 2017 году мы активно будем продолжать работу по развитию нормативно-правовой базы СНГ. Так, в комитете уже рассматривается соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территории государств – участников СНГ.
Планируем в следующем году, по мере поступления, рассмотреть протокол между государствами – участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, о правилах и процедурах регулирования государственных закупок, который был подписан 7 июня 2016 года.
Второе. В рамках Парламентской Ассамблеи ОДКБ важно реализовать предложения возглавившего её Председателя Государственной Думы, выдвинутые на 9-м пленарном заседании, и те, какие были приняты ранее. Также две недели назад проходила такая Парламентская Ассамблея, куда, кстати говоря, уже вступило несколько наблюдателей, далеких даже от пределов СНГ, а несколько стоят в очереди. Вступили такие, как Афганистан, Пакистан. Готовы вступить ещё ряд государств, особенно члены ШОС. Приняли такое решение – постепенно входить в Парламентскую Ассамблею.
Предлагается усилить работу по сближению законодательства наших стран в сфере компетенции ОДКБ путём перехода от гармонизации к более продвинутой форме сотрудничества – унификации законодательства. Наряду с разработкой модельных (типовых) законодательных актов и рекомендаций (их принято 36 на сегодняшний день в рамках этой Парламентской Ассамблеи) обеспечить их максимальное применение в национальном законодательстве.
В этих целях следует наладить мониторинг использования модельных законов и рекомендаций в законодательстве государств – членов ОДКБ и ускорить формирование единого правового пространства в сфере обороны и безопасности на всей территории ОДКБ. В этих целях развивать данную базу и далее.
Отмечу, что на прошлой неделе наш комитет рекомендовал Государственной Думе ратифицировать, например, соглашение о сотрудничестве государств – членов ОДКБ в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения. Я помню, и вы, коллеги, многие помните, в пятой Думе, в шестой Думе мы только и делали, что ратифицировали подобные соглашения, тем не менее, как не парадоксально, со странами – членами НАТО, например, по перевозке их военного вооружения и людей на территорию Афганистана. Мне, конечно, я думаю и моим коллегам, нравятся гораздо больше вот такие законы.
Парламентская Ассамблея должна стать площадкой, объединяющей парламентариев ОДКБ и ШОС и других стран.
И последнее. В рамках евразийской интеграции главная нагрузка по гармонизации и унификации евразийского законодательства ложится на национальные парламенты, потому что у нас по ряду причин отсутствует такая парламентская структура. Поэтому важно развивать практику совместных заседаний профильных комитетов, парламентов Евразийского экономического союза. Уже в этом месяце мы, наш комитет, планирует провести такое заседание в Ереване.
В 2017 году особую актуальность будут иметь вопросы приведения в соответствие с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза национального законодательства и в таможенной, и в сопряженных сферах права, а также гармонизация законодательства в сфере финансового рынка.
Есть ещё много инициатив, которым мы будем следовать, – евразийская экономическая перспектива. В рамках Парламентского Собрания России и Беларуси есть много вопросов, и их эффективность мы должны будем увеличить, и в том числе работу программ, например.
На Парламентской Ассамблее ОДКБ выступал Мясникович и говорил о том, что программы принимают порой по два года в рамках нашего Парламентского Собрания, его бюджета. И, конечно же, сегодня мы рассмотрим и те структуры, о которых я сказал, а также выступят представители исполнительных органов, какие много работают в сфере соотечественников, переселенцев.
Я надеюсь, все данные выступления будут учтены, как и те рекомендации, какие уже распространили. Затем мы на комитете ещё раз их внимательно рассмотрим и утвердим.
А я, завершая своё выступление, хочу пожелать всем участникам плодотворной работы и заверить в том, что по итогам слушаний мы обязательно ваши замечания и выступления рассмотрим и учтём.