Не так давно последний генсек ЦК КПСС Михаил Горбачёв допустил возможность создания нового Союза в границах СССР. Лайф совместно с экспертами описал, каким бы был Союз 2.0, если бы советские лидеры приняли решение не развалить объединение, а модернизировать его.
Утраченное наследие
Лайф сравнил показатели СССР в 1990 году, накануне прекращения его существования, и показатели 15 стран, какие когда-то его составляли, за 2015 год. Цифры говорят сами за себя: советские показатели даже кризисного года сильно превосходят совокупные данные современных России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Грузии, Азербайджана, Латвии, Литвы, Молдавии (в том числе и Приднестровья), Киргизии, Таджикистана, Армении, Туркменистана и Эстонии.
Очевидно, что такие низкие совокупные показатели постсоветских стран возникли вследствие разрыва хозяйственных цепочек, разрушения единой производственной кооперации, потери внешних рынков, отсутствия централизованных механизмов инвестиций в основной капитал.
Есть основания полагать, что если бы лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии не подписали Беловежские соглашения 25 лет назад, а 15 союзных государств совместно бы продолжили свою историю, то вместе они смогли бы превзойти показатели СССР. Разрушение единой страны крайне негативно отразилось прежде всего на отраслях, производивших продукцию с высокой добавленной стоимостью, которая требовала высококвалифицированных кадров и современного станочного парка. Лишь в последнее время, и то только в отдельно взятых странах, наметился рост производственных показателей — в первую очередь в России, за счёт запуска программ импортозамещения и масштабной поддержки государством сельского хозяйства и экспортно-ориентированных отраслей.
Базис XXI века
Как утверждал Карл Маркс, идеями которого жил СССР в течение почти 70 лет, экономика — это базис. Какой бы перестроил свою экономику Союз 2.0? Большинство экспертов полагают, что государство бы взяло весь позитивный опыт советской эпохи с поправкой на современные реалии и скомбинировал его с лучшими мировыми практиками, прежде всего речь идёт о китайской модели экономики.
Экономист Никита Исаев указывает на то, что попытки сохранить СССР начались ещё во времена Андропова и Комитета государственной безопасности, который готовил внедрение косыгинских реформ, замороженных при Брежневе. Спасти Союз, по мнению эксперта, не удалось именно из-за неэффективной экономики.
Поэтому Союз 2.0 провёл бы структурные экономические реформы, какие позволили бы ему не просто "выжить", но и сделать свою экономику одной из самых мощных в мире.